Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Колбаска и Боцман теперь другие. В ТЮЗе – реинкарнация легендарного спектакля Юрия Киселева

  • 12:46, 29 апреля 2021
  • Комментариев[2]

Московский режиссер Виктория Печерникова - очень смелая девушка, потому что только смелый режиссер сможет замахнуться повторить знаменитый спектакль саратовского ТЮЗа, который когда-то гремел даже за границей. Правда, сама Печерникова признавалась, что не собирается воссоздавать слово в слово постановку Юрия Киселева "Колбаска, Боцман и другие". Это ее размышления на тему пьесы Астрид Линдгрен, спектакль "Мы - на острове Сальткрока" рассчитан на другую возрастную категорию, здесь новые актеры, иной взгляд на декорации, свет и музыку, но все же от сравнений удержаться невозможно.

Колбаска и Боцман теперь другие. В ТЮЗе – реинкарнация легендарного спектакля  Юрия Киселева

У постановки авторства Юрия Киселева действительно уникальная судьба. Появилась она в 1978-м, когда он уже был признанным мастером детского театра, Народным артистом СССР, обладателем множества Госпремий и наград. При таком признании Юрий Петрович умудрился не забронзоветь и к каждому своему спектаклю подходил максимально ответственно. "Колбаску, Боцмана и других" он вместе с актерами делал больше года. В итоге спектакль шел на саратовской сцене с десяток лет. Несколько раз тюзовцы отправлялись на гастроли в Москву, а однажды съездили на фестиваль в Лион, специально отрепетировав для этого всю "Колбаску" на французском языке.

Саратовские артисты стали первыми, кто познакомил советских зрителей с пьесой "Мы - на острове Сальткрока" знаменитой Астрид Линдгрен. Автор культового "Карлсона" и "Пеппи Длинный чулок" в 60-х получила заказ от шведского ТВ на написание сценария для сериала. В результате появилась милая и трогательная история о семействе Милькерсонов, которое на время летних каникул перебирается на вымышленный остров Сальткрока. С первого взгляда может показаться, что ничего хорошего их там не ждет: остров холодный,  дикий и скалистый, а в Столяровой усадьбе, где они селятся, не работает отопление, выбиты стекла и протекает крыша. Зато по соседству живут замечательные Гранквисты. Они и домик помогут привести в порядок, и накормят от души, и развеселят. Детям на Сальткроке раздолье: в приключениях здесь нет недостатка, а еще собака Боцман и кролик Юкке делают жизнь милее. Боцман – это огромный сенбернар, с которым не расстается Чёрвен Гранквист. Она и есть та самая Колбаска, озорная, порой вздорная, но такая искренняя девчонка.

В киселевской версии более сорока лет назад Колбаску играла Светлана Лаврентьева. Вот как писали об этой работе талантливой травести французские критики: "Молодая женщина играет роль Колбаски, маленькой девочки двенадцати лет. Если говорить отдельно об этой актрисе, то надо сказать, что она экстраординарна. Она действительно существует в возрасте роли. Ни разу мы не обнаружили взрослого за этим ребёнком... Увы, как редко встречаются актрисы такого масштаба!".

Колбаску-Лаврентьеву все годы на сцене сопровождал настоящий пес по кличке Дональд. Говорят, в финале своей артистической карьеры он позволял себе за сценой даже подремать, но всякий раз без напоминания вскакивал, как только нужно было выходить к зрителям.

80-летняя Светлана Васильевна стала тем самым мостиком, связывающим театральную историю и современность. Она появляется в новой постановке московского режиссера в роли хозяйки Столяровой усадьбы Фру Шеблум. В остальном же спектакль Печерниковой вышел абсолютно непохожим на шедевр Юрия Киселева. Для того, чтобы дети Мелькерсона и Гранквистов действительно выглядели маленькими детьми, режиссеру надо было раздобыть много актеров-травести. Таковых в сегодняшнем ТЮЗе мало, а потому идея "повросления" героев-детей выглядит единственно возможной.

Правда, все равно, как бы ни был хорош тот же Руслан Дивлятшин в роли Базарова в "Отцах и детях", его Никлас здесь похож в лучшем случае на мальчика-переростка. Самые "детские" дети получились у Ольги Лысенко (Стина) и Александра Степанова (Пелле). В роли Колбаски-Чёрвен прекрасная Ирина Протасова. В ее мастерстве и многоплановости сомневаться не приходиться. Здесь она непосредственная, дерзкая, веселая, но все же далекая от амплуа травести и никак не похожая на пухленькую девочку по прозвищу Колбаска.

Выросшие на киселевском спектакле помнят его мюзиклом, хотя тогда и слова такого толком не знали. В обновленной версии танцев и песен нет, зато сценическое пространство выглядит достаточно стильно. Столярова усадьба предстает в виде экспоната выставки современного искусства, черные скалы эффектно выделяются на фото закатного неба, а холодные волны будто оживают у зрителя на глазах. Впрочем, зная возможности современной тюзовской сцены, подобный просторный минимализм хочется разбавить чем-то более эффектным.

Живых животных на сцене тоже нет. Кролик Юкке существует только в диалогах героев, а сенбернара Боцмана играет Михаил Третьяков. После постановки "Animal Lounge, или Умеют ли животные лгать?", где он играет Панду, роль собаки не должна была быть для него трудной затеей. Большой, молчаливый, слегка лохматый, в серо-коричневом свитере крупной вязки, с грустными глазами с поволокой – ну чем не сенбернар в человеческом обличии. Дети и животные на сцене -  это, как известно, беспроигрышный вариант, поэтому то, что Виктория Печерникова не пошла по проторенной дорожке, только добавляет ей очков.

В целом те, кто вырос на киселевском шедевре, воспринимают "Мы – на острове Сальткрока" весьма сдержанно. Однако "на новенького" премьера ТЮЗа заходит хорошо. Спектакль действительно стильный, актерская игра достойная, а режиссерские "фишки" заслуживают внимания. В конце концов, мораль про любовь и дружбу, добро и зло остается непреложной, что через 40, что через 100 лет.

Автор: Екатерина Ференец
Похожие материалы
  • 28.02.2024, 13:10 Мюнхгаузен — на сцене, Янковский — в бронзе. В театре драмы презентовали спектакль про легендарного фантазера

    23 февраля Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет. Саратовский драматический театр имени Слонова, где когда-то начал свою карьеру будущий народный артист СССР, решил отметить это не банальным возложением цветов к памятнику в сквере, а спектаклем-посвящением. В качестве материла постановщики выбрали знаменитую пьесу Григория Горина "Тот самый Мюнхгаузен". Шаг это безусловно смелый, потому что у огромного количества зрителей барон-выдумщик ассоциируется именно с Олегом Янковским. Попробовать переиграть такого мастера или полностью повторить его работу было бы утопичной идеей, и в драме решили создать собственное, ни на что не похожее произведение. Место памятнику с цветами там тоже, кстати, нашлось.

  • 23.01.2024, 15:19 Драма, храни "Королеву". В театре рубят головы и строят тюремные камеры

    Спектакль про историю противостояния Марии Стюарт и королевы Елизаветы - знаковая вещь для саратовского театр драмы имени Слонова. Когда-то здесь гремела постановка с легендарной Ливией Шутовой в главной роли. После этого миновала целая эпоха, и вот текст пьесы Фридриха Шиллера в переводе Бориса Пастернака вновь звучит на Большой сцене. Спектакль под названием "Королева" поставила Юлиана Лайкова. Она не чужой драме режиссер, а потому критики и публика были в праве ожидать от постановщицы большой и красивой работы.

  • 03.11.2023, 16:04 В ТЮЗ по паспорту. На Камерной сцене - "Медея" с цензом 18+

    Саратовский ТЮЗ Киселева уже приучил публику к тому, что это не просто детский театр. Туда могут ходить мальчишки и девчонки, а также их родители, при чем как вместе с детьми, так и без них. Первой премьерой сезона стала драма "Сын" с возрастным цензом 18+. Откладывать вторую взрослую постановку в долгий ящик не стали, представив недавно спектакль Олега Загуменнова "Медея". Создатели постановки пошли на риск, показав в театре для всей семьи историю с ужасающим финалом. На всякий случай "Медею" засунули на крохотную Камерную сцену, но, судя по реакции публики, ее вполне можно будет перенести и на более комфортную площадку.

  • 05.10.2023, 08:55 Back to USSR. В ТЮЗе из "Денискиных рассказов" сделали мюзикл

    В этом году на экраны должен выйти телесериал "Денискины рассказы". Его снимают Сарик Андреасян и внук писателя Виктора Драгунского Артемий. Пока на душе как-то тревожно, потому что когда речь идет об экранизации любимой миллионами вещи, априори напрягаешься, мол, а вдруг случится провал. Хорошо, что в случае с саратовским ТЮЗом имени Киселева уже можно выдохнуть. Недавно на исторической сцене бывший актер и режиссер театра Артем Кузин представил свою версию "Денискиных рассказов". Получилась она настолько смешной, яркой и зажигательной, что по праву может претендовать на роль самого топового спектакля только что открывшегося сезона.

  • 29.09.2023, 09:44 "Сильва" возвращается. Театр оперы и балета открыл сезон опереттой про сословные предрассудки

    Этот сезон станет уже четвертым для саратовского театра оперы и балета вне стен родного "дома". Историческую сцену сначала обещали отремонтировать в 2022 году, потом в 2023-м, теперь в планах стоит уже 2024-й, но если и этот срок перенесут, то никто уже не удивится. А после того, как здание ДК "Тантал" было выкуплено областью и передано театру, перспектива скорого возвращения на историческую сцену стала еще более туманной. Но скандалы скандалами, а 221-й сезон сам себя не откроет. Начать его решили классической опереттой Имре Кальмана "Сильва" в новой режиссуре.

Новые материалы
  • 17.04.2024, 17:51 Снег растаял, проблемы остались. Специалисты не исключают повторного обмеления Волги в этом году

    Ленты российских информационных агентств продолжают сообщать о движении высокой воды. В зоне паводка находятся Оренбургская, Курганская, Тюменская, Томская области, районы Дальнего Востока. В Саратовской области тема весеннего половодья тоже остается в повестке дня. Но вместе с тем в регионе заговорили о противоположной угрозе - низком уровне воды в Волгоградском водохранилище. Долго напоминать об этой проблеме не пришлось - прошлой осенью рекордное обмеление Волги жители области называли не иначе как катастрофой. СарБК выяснял, почему вопрос о наполнении водохранилища стал актуальным во время весеннего паводка - периода, когда водоем наполняется талыми водами.

  • 17.04.2024, 09:33 Знай, кто звонит: как технологии билайна помогают отличить сотрудников оператора от мошенников

    Мобильный оператор билайн возвращает доверие к телефонным звонкам с помощью сервиса "Этикетка" - позволяет вместе с абонентским номером показывать на экране телефона дополнительную проверенную информацию о том, кто звонит.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
Нашли ошибку
x