ФОКУС ГОРОДА 17:31, 06.04.2020

Школьная "удаленка". Учителя заявляют об увеличении нагрузки

На занятия без Дневника

Электронный дневник за последнюю пару лет, казалось, стал оптимальным инструментом для образовательного процесса. Удобно с ним было всем - и учителям, и ученикам, и родителям. Во многих школах он выручал во время карантина в связи с сезонным гриппом, которые не совпадали по времени на разных территориях. Но лавину запросов после общей каникулярной паузы в понедельник 6 апреля не выдержал. Не работала сегодня и платформа "Российская электронная школа".

Учителя после этого стали опасаться сбоя в работе других образовательных платформ. "Я и раньше использовала в работе сайт "Сдам ГИА". Но где гарантия, что и этот сайт не слетит после того, как там зарегистрируются все мои ребята", - говорит учитель русского языка и литературы одной из саратовских школ.

И это еще одна проблема, которая дополнила ворох вопросов к организации дистанционного формата обучения. А главным из них, по мнению учителей, является техническое оснащение процесса. "У меня дома, к сожалению, установлен старенький компьютер. И он не способен поддержать необходимые мне программы. Я знаю, что многие учителя, у которых домашний компьютер и интернет имеют широкие возможности, ведут уроки из собственных квартир", - сетует учительница.

К слову, технический вопрос встал и в семьях. Многие родители работают удаленно, поэтому один или два компьютера в домохозяйстве уже заняты. На создание еще одного полноценного рабоче-учебного места ресурсов семьи может не хватить. А если родители воспитывают двух детей-школьников, то делить технику станет совсем сложно. В первые дни удаленной работы в магазинах взлетел спрос на ноутбуки, но вряд ли семьи с легкостью решатся на дополнительные расходы теперь, после продления нерабочих дней.

При этом есть и куда более сложные ситуации. Аналитики в сфере образования подтверждают, что далеко не все домохозяйства имеют компьютеры с выходом в интернет.

Вслед за технической проблемой перед учителями встал вопрос выбора цифровой образовательной платформы. Министерство просвещения РФ опубликовало перечень рекомендованных бесплатных образовательных ресурсов для дистанционного режима ("Российская электронная школа", Мособртвпортал, "ЯКласс", издательство "Просвещение", "Мои достижения", платформы новой школы "Олимпиум", "Билет в будущее", Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", "Урок цифры" и другие). Однако, самые авторитетные эксперты признают, что оптимальной площадки в стране не существует. Одни платформы (Учи.ру) создавались для того, чтобы их использовали родители вместе с детьми, другие (Яндекс.Учебник) изначально ориентировалась на учителей, а третьи (Московская электронная школа) не рассчитаны на коллективные занятия, потому что разрабатывались в помощь ученику (подтянуть знания) или для частичного использования на традиционных уроках.

Собеседница "СарБК" подтверждает, что универсальной платформы для дистанционного обучения на сегодняшний день нет. А некоторые из них обманывают ожидания. "Я выбрала один из сайтов, мы с детьми зарегистрировались на нем. Но выполнять задания они не смогли. Буквально весь класс жаловался на то, что на работу дается очень мало времени, после чего ответ не принимается. А ведь мы потратили время на то, чтобы все наладить. Очевидно, надо признать и то, что уровень цифровой грамотности у нас, у учительского сообщества мог быть и выше".

При этом ответственный секретарь саратовского регионального отделения "Национальной родительской ассоциации" и педагог Наталья Кривенцова считает, что сделать выбор из действующих образовательных платформ вполне возможно. "Очень удобны платформы с Google-формами. Я думаю, что учителя будут использовать их в практике чаще. Они требуют больше времени на подготовку, но удобны в плане рассылки и сбора информации — на какие вопросы дети ответили, какие допустили ошибки. Удобная платформа Zoom, в которой применяются разные формы — в режиме реального времени и в записи, если кто-то опоздал на онлайн-урок. Есть плюсы и минусы систем. Поэтому я бы не драматизировала и использовала все возможности, которые мы получили в мире информатизации. Некоторые учителя широко используют и мессенджеры, и электронную почту".

Но все же немало учителей, которые называют переход на дистанционное обучение стрессовой ситуацией. Многие говорят о том, что рабочая нагрузка выросла в разы. Учительница английского языка одной из школ региона рассказывает, что к первым дистанционным урокам готовилась 12 часов. "Мы и раньше проводили за этим очень много времени. А теперь это умножается на два, а то и три. Ведь речь идет о совершенно новом формате. Надо изучить платформы, выбрать, просмотреть цифровой материал к уроку, потому что иногда он содержит ошибки. Надо продумать задание для ребят, чтобы они усвоили знания, а не просто просмотрели картинки. Необходимо наладить обратную связь, чтобы поверить задание. У меня такое впечатление, что я вновь приступила к своей работе, будто начала с чистого листа".

Министерство просвещения РФ не оставило учителей вовсе без методической поддержки. Подготовлены методические рекомендации по реализации образовательных программ "с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий", но они имеют весьма общий характер, а конкретные решения оставляют за учебными учреждениями. Администрация Саратова в первый же день дистанционного обучения отчиталась о том, как школы вошли в длительный период (до 30 апреля) дистанционного обучения. В распространенном сообщении говорится о принятых локальных актах, корректировке учебных планов и расписания уроков, а также сокращении продолжительности уроков в новом формате до 30 минут. Между тем, министр просвещения РФ Сергей Кравцов считает, что дистанционное обучение должно весь процесс образования, а не только уроки по школьной программе: "Нам важен комплексный подход к развитию ребёнка – занятие спортом, развитие творческих навыков, расширение кругозора. Именно поэтому мы ежедневно расширяем перечень онлайн-ресурсов, которыми рекомендуем воспользоваться учащимся и педагогам. Вместе с образовательным контентом это виртуальные экскурсии в музеи и галереи, онлайн-туры по российским городам, записи театральных постановок, концертов, отечественное кино".

Фото go64.ru

"Удаленка" как каникулы

А между тем, по признанию саратовских учителей, дистанционное обучение не способно стать аналогией традиционной формы урока. И в тех классах, где на период карантина пришлись сложные темы, учителя планируют продублировать их изучение в следующем году или в конце этой четверти. "Мы не посмотрим на свою загрузку и по возможности будем проводить дополнительные консультации в конце года для того, чтобы восполнить пробелы в знаниях", - обещает учитель русского языка и литературы.

И результаты опроса педагогов в стране (проводила образовательная компания Maximum Education) показали, что 91% учителей уверены, что онлайн-уроки не могут полностью заменить занятия в классе. А другой опрос (аналитического центра НАФИ) показал, что 68% учителей считают, что система школьного образования не готова к переходу на дистанционное обучение.

К слову, ученики тоже не воспринимают дистанционное обучение в качестве полноценных школьных уроков. Почти половина школьников (49%) приравнивают дистанционное обучение к каникулам, так же настроены и 39% родителей.

Но Наталья Кривенцова считает, что в создавшейся ситуации общение детей с преподавателями в удаленном формате лучше, чем полное его отсутствие. "Для всех эти условия новые, сложные — от дошкольников до студентов. Но мы можем использовать разные форматы, комбинировать их. Да, широко применять дистанционный вариант с видео-связью готовы не все, да, наверное, и не надо. Иначе дети будут сидеть перед компьютером не отрываясь несколько часов подряд. Это будет небезопасно".

Заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина заявила "Известиям", что успеваемость российских школьников просядет в результате удаленного формата обучения. Она говорила о том, что особенно пострадают в этой ситуации ученики отдаленных территорий.

Собеседники "СарБК" наоборот, ожидают, что результаты самостоятельных и контрольных заданий могут быть выше, чем в первой половине года. "Третья четверть, которая тоже прошла в дистанционном режиме, показала более высокую успеваемость. Я связываю это с тем, что мы не давали ребятам сложных заданий. Ведь они осваивают материал самостоятельно и мы должны это учитывать. Оценки будут выше, а вот уровень знаний, это другой вопрос", - говорит учительница из Саратова. Но есть и мнение о том, что дети могут  получить вполне крепкие знания, если будут добросовестно заходить по ссылкам и выполнять задания учителей.

Впрочем, Ирина Абанкина дала понять, что ждать от дистанционного обучения высоких результатов и не стоит. Она заявила, что дистанционное обучение, как временная мера, нужна для того, "чтобы не угробить конец учебного года". При этом сроки его окончания могут продлить. Во всяком случае, этого не исключил министр просвещения Сергей Кравцов во время работы онлайн-марафона "Домашний час".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-04-06/7544.html