ФОКУС ГОРОДА 14:35, 17.02.2020

Из Саратова с любовью. Чего ищут уезжающие и что находят приезжающие в наших краях

"Противно быть саратовцем"

"В целом, я думаю, Саратов мало отличается от других регионов России. А сама миграция внутри страны — это полезный процесс для развития общества. Происходит обмен опытом, у людей возникает желание саморазвиваться. На самом деле, Саратов авторитарный регион. Все держится на авторитете одного лидера федерального масштаба. Это, думаю, плохо. Те, кто у власти, боятся ошибиться, поэтому самостоятельно ничего не делают. Поэтому, когда руководство ничего не делает самостоятельно, оно другим, более предприимчивым, не дает делать. Нет условий для творческой молодежи. По всем направлениям и профессиям. Многие уезжают не только за "длинным рублем", но и за новыми знаниями для саморазвития. Молодежи и во власть очень тяжело пробиться. Во властные структуры и госучреждения берут на работу не по знаниям, умению и таланту, а по рекомендации. Якобы по конкурсу, но все понимают, что конкурс — это просто формальность для чистоты документов", — считает руководитель агентства по развитию региональных социально-правовых коммуникаций "Диалог" Сейран Давтян.

"Почему же у нас в регионе именно так? Вроде бы сейчас и придраться по большому счету не к чему особо. Понятно, что проблемы есть, никуда они не делись. Но дороги делаются, какие-то попытки предпринимаются для того, чтобы медицину в порядок привести, в образовании ситуация — не хуже, чем везде, а в плане работы… так есть регионы в которых ее вообще нет. Не исключаю, что народ устал. Некоторым просто стало противно от того, что он "саратовец". Уже укоренилось, что саратовец априори признак не очень хорошей жизни. Отсюда и следствие — жители Саратовской области не привыкли к комфортным условиям для жизни. Мы привыкли выживать. У кого не получилось, тот "выживается" с области. Отсюда и такие цифры", — делится своим мнением член Саратовской региональной общественной организации "Центр правовой помощи потребителям", экс-помощник члена Совета Федерации Петр Баранников.

"Одной из причин убыли является ухудшение экономической ситуации. В Саратове, городе с высоким удельным весом производства ВПК, в настоящее время или закрыты или остановлены производства, или прекращена деятельность крупных промышленных предприятий. Как результат, в городе и области сфера создания добавочной стоимости практически отсутствует. В основном, работают представители сферы обращения (доведение результатов производства до потребителя). Приостановить тенденцию можно путем создания благоприятных условий для развития бизнеса и производства, что позволит молодым, перспективным специалистам, а также квалифицированному персоналу реализовать себя в родном городе", — считает руководитель департамента управленческого консалтинга компании "БРИИК", доктор экономических наук Оксана Киселева.

"Кумовство дошло до безобразия"

Председатель Госдумы Вячеслав Володин, выступая перед горожанами в школе "Аврора", предположил, почему горожане могут хотеть уехать в другие города. "Маленькая зарплата, хамства много — все это влияет", - сформулировал он, назвав довольно распространенные мотивы уехавших. Часто "эмигранты" вспоминают также общую неустроенность, проблемы с получением качественных медицинских и образовательных услуг. Некоторые затрудняются сразу назвать причину переезда — слишком многое накопилось, а очередная кочка на дороге, оставившая машину без колеса, или отсутствие воды неделями стали только последними каплями.

Впрочем, не для всех переезд оказывается окончательным. Индивидуальный предприниматель Дмитрий планирует в ближайшем будущем вернуться в Саратов. В столицу он уехал примерно лет пять назад. Естественно, хотел покорить "белокаменную".

"Поработал то там, то сям. Понял, что работая на кого-то много не заработаешь. Решил попробовать на себя. Зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. В торговых центрах у меня несколько точек, где мои ребята, в основном студенты, фотографируют детей, делают аквагрим и прочее. Такой бизнес хорош тем, что требует минимальных вложений. И сил, и времени. Но так много и не заработаешь", — признаётся Дмитрий.

Понятно, что изначально наш собеседник рассчитывал на совсем другое развитие событий. Просчитался. Оно и понятно, ведь вести бизнес его никто не учил — все делал на свой страх и риск.

Но сворачивать неприбыльное по московским меркам дело он не намерен. Дмитрий хочет вернуться в Саратов и руководить своим конвейером по запечатлению радости из столицы Поволжья. В Саратове и квартиру снимать не нужно, да и аппетиты поменьше. Скромной московской зарплаты должно в уездном городе, как считает Дмитрий, хватить. Очевидно, что если бы в Москве все складывалось более удачно, саратовский предприниматель обратно не вернулся ни за какие плюшки.

Учительнице одной из саратовских школ Елене Александровне пришлось сменить Саратов на Москву. Сама она вообще из Вольска. Менять место жительства для нее — дело привычное.

"В Москве на учительскую зарплату я могу себе позволить больше, чем в Саратове. Но мой переезд был скорее вынужденным, чем спланированной акцией. У нас в школе кумовство дошло до уровня "безобразие". Я не работала, а впахивала. На зарплате это не отражалось. Зато неплохо себя чувствовала директорская свита из родственников и знакомых. Дочь, муж дочери, сестра, муж сестры, дочь сестры и так далее — всем нашлось место. Хоть бы постеснялись! Прям педагогическая династия!", — говорит Елена.

Но Елена даже благодарна. Если бы не такая кадровая политика, то работала она до сих пор в Саратове. Проработав около года в столице, педагог возвращаться в Саратов не планирует. Шутит — только если на должность директора школы. Но так просто на эту должность не попадешь.

"Разочарование всей жизни"

Выпускник института химии СГУ имени Н.Г. Чернышевского Кирилл в Саратов приезжает изредка — навестить родных, да и увидеться с бывшими одногруппниками и одноклассниками, которые пока еще остались в областном центре. Теперь Кирилл практически москвич — живет в Московской области, там же работает, строит квартиру. Переехать в Москву решил после "разочарования всей жизни".

Кирилл вспоминает, что после окончания университета стал искать работу. Был молодым и вечно пьяным. Пьяным от идеализма. Родители у него люди старой закалки — отучился на химика, так и иди работай химиком. Не физиком, не лириком, а именно химиком. И молодой выпускник пошел на завод.

"Планов было громадье. Химия — это мое. Хотелось что-то делать на благо предприятия, а не тупо штаны просиживать. Но прыть мне быстро поубавили. Непосредственный начальник — дедушка, которого не гнали оттуда только из уважения (наверное, всю жизнь на этом заводе проработал), ничего не хотел и слышать о каких-то новшествах. Для него 17.30 — время ИКС. Он за час был на низком старте в сторону дома. Спустя примерно полгода я понял, что на таком предприятии никакого развития. Только сидишь и тупеешь. Так решил в Москву переехать", — вспоминает Кирилл события практически 10-летней давности.

Но и в Москве Кирилл на заводе себя не нашел. По его словам, в столице тоже самое: везде в почете родственные связи, а от тебя требуют, по сути, только одного — "иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство". Сейчас Кирилл почти столичная птица свободного полета: пишет рефераты, решает контрольные студентам, занимается репетиторством. Обратно в Саратов — ни ногой. Не работать по специальности лучше в Москве.

Своеобразным плацдармом для новых свершений Саратов должен стать для студентки Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова Анастасии Агеенко.

"Сама я из Ставропольского края. После окончания 11-го класса я решила поступать в медицинский университет. Выбор пал на саратовский — он считается одним из лучших в стране. Два года я активно поступала и не поступила. Решила, что медицина не мое. Поступила в художественное училище. Мне нравится Саратов. Он однажды привлек меня своей аутентичностью, самобытностью, здесь очень радушные, приветливые люди. За четыре года знакомства с этим городом я очень к нему привязалась. Не буду врать, но на данный момент я расцениваю его только как старт для развития своих возможностей", — рассказывает Настя.

P.S. Согласно опросу, проведенному на сайте "СарБК", подавляющее большинство читателей (61%) считают, что для того, чтобы остановить убыль населения, нужно "изменить слишком многое" — судя по всему, сюда можно отнести все вышеназванные факторы, начиная с политической ситуации, отношения властей к жителям, коррупции и заканчивая бытовыми вопросами. Между тем, четверть опрошенных считают, что изменить ситуацию можно было бы, просто добившись повышения зарплат.

Предлагаем ознакомиться с первой частью нашего обзора - "От глуши до Гадюкина. За четверть века население области сократилось на 300 тысяч человек".

Фото: архив "СарБК"

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2020-02-18/7479.html