Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Спасенный Сталиным. Как рабочий Борис Андреев стал актером и почему его чуть было не расстреляли

  • 13:55, 17 октября 2019
  • Комментариев[13]
Богатырь с душой ребенка - так говорили о легендарном советском киноактере Борисе Андрееве. И действительно природная стать и раскатистый бас удивительно сочетались в нем с ироничностью и ранимостью. Андреев любил побалагурить, даже похулиганить на грани с законностью, часто ссорился с коллегами, но всегда первым шел на мировую, любил гостей и очень дорожил дружбой. В жизни звезды "Трактористов", "Двух бойцов" и "Оптимистической трагедии" огромное значение имели случаи. Если бы не они, не был бы он актером, народным артистом СССР, и, возможно, его бы не было в живых.
Спасенный Сталиным. Как рабочий Борис Андреев стал актером и почему его чуть было не расстреляли

1738 комбайнов и один актер

Родился будущий народный артист СССР 9 февраля 1915 года в семье рабочих. Когда Борису было 5 лет, семья переехала из Саратова в Аткарск. Там он окончил семилетку и отправился снова в Саратов, чтобы поступить в сельскохозяйственный или ветеринарный техникум. Он хотел продолжить рабочую династию, был поражен строительством гигантского по тем временам завода комбайнов, и вскоре пришел туда в качестве слесаря-электромонтера, окончив ускоренные курсы.

Тогда практически при каждом заводе существовали драмкружки. Кружковцев комбайна вел сам Иван Слонов. Он сразу обратил внимание на статного молодого слесаря, который своими способностями явно выделялся среди других студийцев. "Однажды Слонов вызвал Андреева к себе, - пишет в книге "Большая суета" сын актера, искусствовед Борис Андреев-младший. – Шел долгий разговор о театре, о судьбе великих русских актеров, о миссии советского артиста. Иван Артемьевич со всей серьезностью сказал молодому человеку, что тот обладает всеми данными, чтобы стать актером. Разговор закончился предложением поступать в театральный техникум".

Борис Андреев согласился. Оставалось решить проблему: как совмещать работу на заводе с учебой, ведь это будет уже не самодеятельность. Руководство предприятия пошло на встречу: его перестали ставить в ночные смены, снизили объем работ на дневных. На четвертом году учебы Андреева освободили от работы, чтобы он смог лучше подготовиться к выпускным экзаменам, и даже стали выплачивать небольшую стипендию из фондов завода.

Учился Андреев увлеченно, въедливо вникал в материал, вместе с другими воспитанниками любил помучить преподавателей вопросами. Наряду со системой Станиславского в техникуме преподавались как самостоятельный предмет принципы искусства перевоплощения, разработанные Михаилом Щепкиным. Вела эти занятия известная саратовская актриса Елена Астахова. Набор классических, систематизированных, хорошо продуманных эмоций не всегда вызывал восторг у азартных учеников. "А вы не преподаете ли нам бесконечную систему штампов, годных ко всякому случаю?" - спросил как-то учащийся преподавателя. "Да, для дурака это останется штампом, - резко ответила Елена Евгеньевна. – А для умного актера – эскизом умения выражать чувства, пользоваться чувственной выразительностью, как живописец пользуется красками". Чтобы понять природу чувств, выражаемых в образе, Андреев даже занялся изучением материалистической психофизиологии, увлекся трудами Павлова, Сеченова, Быкова.

В 1937-м Борис Андреев закончил театральный техникум. Он с особой теплотой вспоминал, как пришел на родной завод сразу после защиты диплома: "Вместо обычной замасленной спецовки я явился в белой накрахмаленной рубашке, впервые надел галстук. Торчащие вихры были старательно приглажены. Кругом веселые, радостные лица, все поздравляли меня с окончанием. Общее настроение выразил старый слесарь Королев, который заявил, что завод наряду с 1738 комбайнами выпустил в этом году и одного актера. "Желаем тебе успеха в твоей новой работе,  - сказал он мне. - Иди, выступай, покажи, на что способен рабочий при советской власти".

Слонов сразу же взял Андреева на работу в драмтеатр. Как любому начинающему актеру, ему по началу пришлось довольствоваться самыми скромными ролями. Первой ролью стал … вой собаки. В театре готовилась постановка чеховского "Вишневого сада". По замыслу режиссера по ходу действия из-за кулис раздавался протяжный собачий вой и лай. "Я исполнял эту роль в течение сезона, - приводит слова Андреева в книге "Театральная провинция – столицам" Вячеслав Дьяконов. – Делал я это со всей искренностью души человека, влюбленного в искусство. Я имел признание труппы. Все говорили: "Ах, как замечательно лает и воет эта собака". Сам по природе я был парень довольно озорной, отлично принимал их незамысловатую шутку, но здесь почему-то помалкивал и не приглашал родителей на очередной спектакль по контрамарке". Андреев не унывал и верил, что рано или поздно он будет со сцены уже не лаять, а говорить. Но заговорил он с экрана.

"Если рассвирепеет, мог все сокрушить"

В картине "Щорс" Андреев сыграл эпизодическую роль. Казалось бы, успех для молодого актера, но сам Борис Федорович считал иначе. Режиссер Александр Довженко был поражен фактурой Андреева и пригласил его на пробы на одну из главных ролей. Однако артист на них провалился.

Второй шанс подружиться с кино представился довольно скоро. В 1838-м саратовский театр поехал на гастроли в Москву. Там Андреева и заметил легендарный кинорежиссёр Иван Пырьев. О своем знакомстве с Пырьевым Андреев рассказывал так: "Первая встреча с известным режиссером разочаровала. Мои представления о внешнем облике людей этой профессии складывались по киножурналам 1925-го, которые я как-то купил на саратовском базаре. Вместо ожидаемой импозантной фигуры в гольфах, крагах, клетчатом пиджаке и неимоверных размеров кепи я увидел мужика выше среднего роста, подчеркнуто небрежного в одежде. Кепка с выпирающего затылка была сдвинута на серые глаза, которые беспокойно, внимательно и недоверчиво ощупывали меня из-под козырька. "Ну-ка повернись", - сказал он. Я повернулся. "Пройдись!" - я лениво зашагал по кругу. "А ну бегом!" - сказал он очень сурово. Я посмотрел на своего мучителя глазами затравленного волка. "Подходяще", - сказал Пырьев. – Не протестую, будем пробовать на Назара Думу". Ассистент было возразил, что хотел пригласить меня на роль Клима Ярко. И тут Пырьев выдал следующий монолог: "Это какому же кретину могло прийти в голову пригласить такую шалопутную человеческую особь на роль Клима Ярко, на роль героя-любовника?! Клим Ярко - урожденный Крючков с Красной Пресни! А вот Назар Дума теперь будет Андреев с Волги!.. Он же рожден для того, чтобы прийти в искусство и уйти из него Назаром Думой!".

Вот так с легкой руки Пырьева у Андреева появилась, пожалуй, главная в его жизни роль. Лихой, громогласный, брутальный Назар Дума из "Трактористов", одной левой поднимающий трактор, стал любимцем всех советских киноманов, а за Борисом Федоровичем на долгие годы вперед закрепилось амплуа фактурного добродушного великана.

Впрочем, работа в картине не была для Андреева легкой прогулкой. Все-таки неопытность сильно мешала. Николай Крючков, сыгравший одну из главных ролей в "Трактористах", вспоминал об этом: "Ох, как же Борис смущался! Не знал, куда руки девать. Мрачно пыхтел, вечно сдвигал кепку на лоб. Этот жест режиссер приметил и живо прописал за Назаром. Боря по неопытности перед камерой по началу здорово тушевался, и, пытаясь подавить смущение, невольно пыжился, набычивался. Выглядело это, признаться, довольно смешно со стороны. Вот и я однажды бросил ему: "Чего ты так раздуваешься? Куда ж больше, вон и так какой огромный лось вымахал". Андреев мгновенно побагровел: "Еще один насмешник выискался. Ну, подожди". Пришлось срочно "тушить пожар". Ведь этот новичок, если уж рассвирепеет, мог все сокрушить на своем пути. Вместе с тем, Андреев был незлоблив, отходчив, и, к чести своей, предельно объективен".

"Трактористы" получили бешеную популярность. Трем главным героям фильма, Борису Андрееву, Николаю Крючкову и Петру Алейникову было сложно появляться на улице – поклонники окружали сразу же.

С Алейниковым они дружили всю жизнь. А когда в 1965-м Алейникова не стало, Андреев договорился, чтобы другу отдали его место на престижном Новодевичьем кладбище. Дело в том, что Алейников, чувствуя близкую смерть, как-то признался Борису Федоровичу, что мечтал бы быть похороненным на Новодевичьем. Но уже когда готовились похороны, московские власти отказали в просьбе, мотивируя это тем, что там хоронят только народных артистов, а Алейников таким званием не обладал. Тогда Борис Андреев пошел на прием к тогдашнему главе Москвы Владимиру Промыслову и потребовал, чтобы его место на Новодевичьем отдали другу. "Положите Петьку в мою могилу, - прогремел актер на весь кабинет. – А меня уж хоть под забором!". Петра Алейникова похоронили на Новодевичьем кладбище, а Андреева позже на Ваганьковском.

По воле вождя

Есть в биографии народного артиста СССР одна история, которая чуть было не стоила ему жизни. Однажды в начале войны в ресторане гостиницы "Москва" он оказался за одним столиком с двумя мужчинами. Слово за слово произошла ссора, Андреев избил одного из них. Возможно, зная, кто его новые знакомые, он был бы осторожнее, но за одним столиком со знаменитым артистом сидели генерал НКВД и его адъютант. После драки Андреева арестовали за контрреволюционную агитацию, пропаганду, высказывание террористических намерений и подготовку покушения. Статьи серьезные, на дворе 1941 год, суд проходил очень быстро. Все шло к расстрельному приговору, но один из членов трибунала, зная о том, что Сталин любит артиста со времен "Трактористов", решил доложить вождю об обстоятельствах дела. Сталин ответил: "Расстрелять мы его всегда успеем, пусть пока погуляет". А когда вскоре на приеме в честь лидера Китая Мао Цзедуна Борис Андреев оказался рядом со Сталиным, представляя Андреева китайскому лидеру, Сталин заметил: "Это наш известный артист Андреев. Меня он должен помнить по одной истории".

Страшно подумать, что было бы, если бы не своевременное вмешательство вождя. Борис Андреев прожил яркую, насыщенную жизнь, сыграл в 55 картинах, озвучивал мультфильмы, готовился издать сборник собственных афоризмов, которые называл "охренизмами". Среди самых известных киноработ роли в лентах "Большая жизнь", "Два бойца", "Илья Муромец", "Оптимистическая трагедия". В "Трагедии" вместе с уже легендарным Андреевым в кадре появился молодой Вячеслав Тихонов. По сюжету персонаж Тихонова должен плюнуть в лицо герою Андреева. Молодой актер тушевался, и сцена не получалась. Тогда Борис Федорович с присущей ему прямотой посоветовал коллеге найти на его лице самое противное место и туда и плюнуть.

БэФэ, как его называли близкие друзья, активно снимался и тогда, когда надо было поберечь себя. Во время работы над фильмом "Жестокость" в 1959 году у артиста случился инфаркт. Борис Федорович доиграл сцену из последних сил и только потом поехал в больницу. В 1976-м во время работы над картиной "Мое дело" у Андреева часто открываются носовые кровотечения. Он отлеживается во время приступов в гримерке, но не прерывает работу.

Весной 1982 года, вернувшись с гастролей, актер неожиданно почувствовал себя плохо. Жена Бориса Андреева переживала, что супруг много спит и заговаривается. Как вспоминал его сын, медики в больнице сослались на переутомление. В больнице родные навещали звезду, внешне ничего не предвещало беды. Врачи собирались подлечить Бориса Федоровича и в скором времени выписать. Однажды он рассказал близким о сне, в котором видел себя на площади, лежащим в цветах, и много-много людей вокруг. Он спросил, к чему бы это, а затем сам себе ответил, что это был просто дурной сон. Вечером того же дня народный артист СССР скончался от обширного инфаркта.

Автор: Екатерина Ференец
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 18 октября 2019
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x