ФОКУС ГОРОДА 10:25, 23.08.2019

"Эбигейл". Заметки киномана

Если бы вы вдруг решили поиграть в drinking game — выпивать каждый раз, когда на экране клише, у вашей печени не было бы шанса остаться здоровой.

Начать пришлось бы с пролета по лесу за нарисованным на компьютере магическим существом. Следующая рюмка — за трогательные отношения папы (Эдди Марсан, "Остановившаяся жизнь", "Дэдпул 2", сериал "Джонатан Стрэндж и мистер Норрелл") и маленькой Эбигейл. Третья за то, что папу увозят из дома на черной машине местные блюстители закона. Вам показывают через заднее стекло, как дочка бежит за ней вслед. Четвёртая пошла бы за её мгновенное взросление и прогулку по мрачному заснеженному городу, где силовики в масках останавливают граждан для досмотра.

Это не обычный мегаполис, где кто-то просто требует честных выборов. Это закрытый город, обнесенный стеной (Рюмка №5). Снаружи — эпидемия и опасность. По крайней мере, если верить мутному тоталитарному правительству (Рюмка №6). По городу гуляет страшный вирус (№7). "Заражённых" забирают прямо с улиц. Но нашей героине (Тинатин Далакишвили, "Любовь с акцентом", "Звезда") это совершенно не давит на психику и не мешает отважничать. Потому что такая уж она уродилась особенная (№8). Но, разумеется, правительство врет (№9). Это не вирус, это скрытая в людях Сила! (№10). Эбигейл попадает в Сопротивление (№11), видит всякие колдунства и нечаянно демонстрирует, что у неё магии больше всех! (№12)

Что не помешает главе сопротивления, который по совместительству романтический интерес (№13), орать на неё и делать много незабавных глупостей. И соперница (Равшана Куркова, "Балканский рубеж", сериал "Звоните ДиКаприо!") у неё тоже есть! (№14)

Это только завязка сюжета в кратком изложении. Фильм идет без 10 минут два часа, и киноштампы есть в каждом кадре.

Фото ruskino.ru

Скажете, вторичность — это не всегда плохо? Гильермо дель Торо, мол, сделал "Тихоокеанский рубеж" из одних штампов, и получилось здорово! А я отвечу, что Гильермо дель Торо к моменту съемок был опытным режиссером с узнаваемым стилем.

Александр Богуславский до "Эбигейл" снял "За гранью реальности" и два сериала. Дель Торо щедро сдобрил свой фильм иронией и юмором. "Эбигейл" же сделана без единого заговорщицкого подмигивания зрителю. Как можно в 2019-м выпускать подростковую стимпанк антиутопию с магией на полном серьезе? Кстати, шутки в картине убогие. Это и не шутки даже, а кривляния.

Но зато наш молодой режиссёр уже успел поработать с иностранными актерами! "За гранью реальности" у него оказался Антонио Бандерас.

Правда, "Эбигейл" появление отличного британского актера Эдди Марсана на пользу не пошло. В фильме нет ни одного раскрытого персонажа. Даже главная героиня такая, какая она есть, потому что в сценарии написано. Вам не покажут, как она превратилась из напуганной маленькой девочки в сильную женщину(тм). С чего она такая боевая? Почему она никого и ничего не боится? Ей надо найти отца, потому что она его любит. Но этого мало для того, чтобы стать зрителю близкой и понятной. У остальных героев нет даже намёка на индивидуальность. Поэтому большую часть фильма все ведут себя глупо и  непоследовательно.

Романтический интерес, например, постоянно орет на героиню, бьет её магией и ведет себя по-свински. Потому что может, видимо, других причин для ненависти с первой сцены у него нет. Хотя он вообще с головой не дружит. Он кричит, что готов на всё, чтобы спасти людей и город. Но за сцену до этого он заявлял, что ему плевать, сколькими людьми придется пожертвовать, ради победы в этой войне. (Какой войне? Парень, ты не генерал Лея Органа! Где у тебя вообще война?)

Фото ruskino.ru

Героиня Равшаны Курковой — катастрофа. Нам почему-то положено думать, что у неё с романтическим интересом была любовь до того, как появилась Эбигейл. Но этого не покажут на экране, и ничего в актерской игре на это не намекает.

От качества диалогов хочется плакать. А значит, у актеров шансов сыграть достойно, как у печени после той игры с алкоголем.

И посреди этого безобразия Эдди Марсан умудряется что-то из своего персонажа выжать! Он — самое живое и интересное, что есть в "Эбигейл". Его линия из флэшбеков — самая внятная. На его фоне ещё сильнее заметно убогость всего остального.

Такое ощущение, что с фильмом случилось что-то ужасное в процессе монтажа. Например, материала отсняли на восемь часовых серий, а потом их пришлось урезать до 110 минут.

Мастера спецэффектов и художники, работавшие с декорациями, старались. В фильме есть красивые кадры. Композитор тщательно изучал работы иностранных коллег и знает, какие мелодии нужны для создания определенного настроения.

Фото ruskino.ru

Но сколько не давай всем героям иностранные имена, конкурировать с Голливудом это не может. А если вы делаете фильм на английском языке и выпускаете его в международный прокат, вы конкурируете именно с ним.

600 миллионов рублей для нашего фильма —прилично. Но это ничто по сравнению с бюджетом "Алиты: боевого ангела" или "Хроник хищных городов". Эти фильмы рассчитаны на похожую аудиторию, а последнее — это тоже стимпанк. Оба они не впечатляют ничем, кроме спецэффектов. Но в них все-таки лучше сценарий, а персонажи не такие картонные.

"Эбигейл" не может соперничать даже с худшими частями подростковых антиутопий. Ни с "Дивергентом", ни с "Бегущим в лабиринте". "Голодные игры" лучше даже не вспоминать.

Фантастический мир этой картины собрал по кусочку из дюжины других киновселенных. Он стереотипный и не проработан дальше внешнего вида. Опять непонятно, как функционирует небольшой обнесенный стеной город. Откуда у людей мука и сахар (они упоминаются в фильме)? Где они выращивают злаки и овощи? Откуда ткани для одежды? Топливо для машин?

Тут нет внятной философии, не выписаны враги, героиня беспрепятственно попадает на охраняемые вроде бы объекты, магия состоит из дыма и блесток, а про драматическое напряжение никто не слышал. Экшна нормального тоже нет, потому что рейтинг "6+".

Но не торопитесь отправлять на это детей и подростков. Если они у вас жили не в бункере, они тоже всё это уже видели и не раз. Как вы им вернёте два потерянных часа жизни, если они потребуют?

Продюсировала это… творение компания Kinodanz. Это та, которая в июне пыталась судиться с блогером BadComedian за его разгромный разбор угадайте, какой картины? "За гранью реальности", которую снял режиссер "Эбигейл"!

Сэкономьте два часа своей жизни и подождите нового разбора. Наверняка, его будет интереснее смотреть.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-08-23/7277.html