ФОКУС ГОРОДА 11:32, 22.03.2019

"Балканский рубеж". Заметки киномана

Дремучие 90-е (но фильтры на изображение наложили те же, что и на "Сталинград", "А зори здесь тихие..." и сотню других картин про самые разные периоды). Толпа непонятных героев, что-то там перестрелка -бомбежка-бдыщ-бдыщ-Сербия-Югославия. Албанцы! Трах-тара-рах! Косово. Бада-бум! НАТО не молодцы! Ты-дыщ! Пиу-пиу-пиу! А наши молодцы! В белом пальто стоят красивые, пока нехорошие люди тут что-то делят. Ба-бах! А наши ничего не делят, и им ничего не надо. Они просто зачем-то хотят занять стратегически важный аэропорт в Косово раньше британцев. Секретно. Так что из Кремля звонят и все отменяют в последний момент. Но нашим ничего не надо. Бдыщ-бдыщ! Ну, пострелять, может. Побить себя пяткой в грудь, потому что мы бескорыстные, защищаем их тут, всяких нерусских, сирых и убогих. И вообще мы молодцы, предотвратили третью мировую, кажется. Но об этом говорить не надо, потому что кругом враги.

И так два с половиной часа.

Главное сходство с "Крымом" у этого творения в том, что если вы не следили за событиями, пока они развивались, вы не поймете из фильма, кто все эти люди и государства, кому что надо, и что, черт побери, происходит.

Если вам некогда об этом читать и смотреть, вот вам очень краткая версия: "Балканский рубеж" сделан к 20-му юбилею бомбардировок Югославии силами НАТО.

Бомбили их чуть меньше трех месяцев, и официально это завершило войну в Косово. (Но фильм вам старательно намекает, что нет, ничего не завершили. Интересно, насколько он испортит Сербии летний туристический сезон в этом году?).

Но начинается сюжет аж в 1995-м, когда НАТО бомбило боснийских сербов. Только нас должны интересовать не они, а российский отряд, который затесался среди иностранных миротворцев.

Члены отряда и командир делают глупость. Им запрещают возвращаться в Россию. И… они на полчаса пропадают из истории.

В 1999-м непонятный российский генерал приказывает персонажу Гоши Куценко ("Антикиллер", "Мама, не горюй!") по-тихому захватить аэропорт рядом со столицей Косово. А тот непременно хочет это делать с людьми, которых не видел 4 года (а мы полчаса).

Фото kg-portal.ru

В аэропорту, тем временем, засели бородатые террористы-албанцы. Все равны, как на подбор, с ними дядька черноборд, который любит людей почем зря убивать. Да чтоб непременно в кадре. (Режиссер из фильмов Тарантино понял только одну вещь, кажется).

Только не думайте, что в этом кино главная сюжетная линия такая четкая и понятная. Это я вам дистиллированную версию даю.

Там это все разбавляется многочисленными сербскими полицейскими, нашим отрядом на БТР-ах, бывшим главой этого потерянного отряда и его линией с сербской девушкой-доктором (назвать это романтической линией язык не поворачивается) и россыпью всяких разных товарищей, которые нам не товарищи.

Словом, "Балканский рубеж" чудовищно перегружен в плане сюжета и героев. Это как "Мстители: Война бесконечности". Только там толпа персонажей, которых тщательно развивали последние 10 лет. А тут непонятные мужчины, которые из-за цветофильтров и бород еще и выглядят на одно лицо.

У членов отечественного отряда вместо характера по одной отличительной черте: один поет, другой лысый, третий - женщина.

Видимо, создателям рассказали, что в 2019-м году женщины в кино должны быть самостоятельные и боевые. Но инструкцию на тему того, что они еще могут делать, кроме как служить чьим-то любовным интересом или матерью, выдать забыли. Или они ее проигнорировали.

Поэтому Равшана Куркова (сериал "Звоните ДиКаприо!") играет смурфетту. Снайпера-смурфетту. Она единственная девушка в мужском отряде, и к ней даже никто не пристает с сальными шутками. Зато её сразу же ранят. Она делает пару выстрелов и оп! Ее ранят! И в 1995-м, и в 1999-м. А потом ее и вовсе чем-то придавливает. Господа сценаристы, если вы покажете снайпершу-профессионалку на экране, у вас что-то в душе оборвется, да?

Самое смешное, что Куркова при этом выдает самый запоминающийся образ на всю картину.

Фото kg-portal.ru

Говорить в таком контексте об актерской игре смысла нет. Еще — и это уже более грустно — нет смысла говорить о подлинном сочувствии. В фильме происходят страшные вещи. Людей расстреливают, вырезают целыми семьями, просто потому что они принадлежат к какой-то не той национальной группе. Но фильм может вызвать только "механическое" сочувствие. Вам просто давят на жалость. Причем, частенько неэффективно.

Режиссер Андрей Волгин (до этого снял провальные "Танцы насмерть" и несколько невнятных сериалов), кажется, не решил, что он снимает — кино про страшную войну, в которой погибло слишком много мирного населения, или "Неудержимых".

Он, наверное, хотел "Неудержимых". Но забыл, что у него не толпа колоритных пожилых героев боевиков, а просто толпа актеров, которым нечего играть.

А еще он забыл, что в боевике должно быть ясно, где свои, а где чужие.

И нет, это не авторская задумка, чтобы показать ужасы войны. В "Балканском рубеже" нет никакой авторской задумки. Он стереотипный до неприличия. В нем банальнейший саундтрек, паршивые диалоги, одинаковые перестрелки и просто повторяющиеся сцены.
А уж любовная линия — это катастрофа. Как и в "Крыму", у нас есть женщина детородного возраста и мужчина, оказавшийся рядом. Они созданы друг для друга! Разве нет?
Одно вооруженное нападение на автобус, одна молчаливая поездка за трупом, спасение от изнасилования, священник, который принял их за пару и всё! Это любовь до гроба!
Зато режиссер упивается рейтингом "16+": перерезание горла в кадре, люди в огне, горы трупов, совершенно дикая сцена с мертвой роженицей, красиво разложенной в кресле со стратегически прикрытыми частями тела и куча нежно любимого отечественными блокбастероделами слоу-мо.

Полноценного комментария на тему того, что случилось в Косово и Сербии, от этого фильма ждать бессмысленно. Зато ура-патриотизма можно ждать. Не такого топорного, как в "Крыму", но тем не менее.

"Балканский рубеж" — мягко говоря, пустышка. Его создателям дали бюджет, и они его "освоили". Шаблонно, стереотипно и абсолютно без души. И, кстати, говоря, в стиле Marvel и всех тех голливудских боевичков, которые Министерство культуры, кажется, мечтает запретить.

Как боевик, его можно посмотреть. Но зачем? Он так безбожно затянут! Вы за эти 2,5 часа успеете полтора приличных боевика посмотреть.

А в конце этой мутной истории, как плюшка киноманам, появляется Эмир Кустурица. Ради двух реплик. И, честное слово, мужчина, могли бы не напрягаться! Оно того не стоит.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2019-03-22/7114.html