ФОКУС ГОРОДА 10:23, 12.10.2018

"Человек на Луне". Заметки киномана

Что вы ожидаете увидеть в биографическом фильме про Нила Армстронга, первого человека ступившего на Луну и выдавшего (явно заготовленную) фразу: "Это маленький шаг для человека, но огромный — для человечества"? Масштаб, гремуче-трогательный саундтрек, торжественные речи, стучание себя пяткой в грудь и рассказы о том, какой он геройский герой и как он с самого детства грезил Луной/небом/космосом/нужное подставить, да?

"Человек на Луне" вообще не такой и не про то. Это тихая и сдержанная драма.

Режиссер Дэмьен Шазелл не будет вам рассказывать всю биографию Армстронга. Вы увидите только период с 1961 по 1969, от смерти его маленькой дочери до, собственно, полета на Луну. Но этого достаточно не только, чтобы показать процесс подготовки и атмосферу космической гонки, но и чтобы превратить героя из символа в человека.

Фото filmpro.ru

Нил Армстронг сделал то, что практически никто из нас не делал и не сделает. Но то, что с ним происходит в этой картине, понятно очень многим. Смерть родных и друзей — это общечеловеческий опыт. И то, как герой его переживает, многим будет знакомо до боли.

В главной роли — Райан Гослинг ("Бегущий по лезвию 2048", "Ла-ла лэнд". Кстати, канадец!) Он играет очень закрытого и немногословного человека, который переживает трагедии молча. Но они не проходят для него бесследно.

И это, кстати, очень похоже на правду. Фильм основан на единственной официальной биографии, которую при жизни одобрил сам Армстронг. (Он умер в 2012-м). После своего полета он жил тихо, спокойно и… как обычный человек, собственно.

Под сдержанный стиль игры Гослинга, которым мог бы гордиться сам Колин Фёрт, очень подходит операторская работа. Шазелл позвал сюда оператора "Ла-ла лэнда" Линуса Сандгрена. (И композитора Джастина Гурвица, конечно. Он без него вообще не работает). Но вместо плавных кадров и широких углов тут трясущаяся ручная камера и миллиард крупных планов. Все логично — это создает у вас иллюзию, что вы видите мир с точки зрения главного героя, а крупные планы передают его эмоции лучше всяких слов.

Фото moviebot.ru

Эта трясущаяся камера здорово подходит, чтобы показать клаустрофобные кабины самолётов и других летательных аппаратов. Вот уж где точно видно, что люди летят в безжизненный космос в ведре с гайками! Как это всё начинает ходуном ходить при перегрузках!

Поскольку тут нет пространных диалогов и рассуждений о судьбах мира, фильм рассказывает историю визуально, деталями. Вот старший сын  повзрослел — подал руку на прощание, а не обнял. Вот герой ставит в космосе песню, связанную у него с женой. А она это по трансляции слышит (хотя нам этого не покажут).

Кстати, о жене. На фоне роли Клэр Фой (сериалы "Корона", "Волчий зал") еще больше обидно за изображение жен космонавтов в нашем кино. Тут не надоедливый ноющий прицеп, который мешает совершать подвиги. Тут - участница событий, героиня фильма, хоть и не главная.

Она тоже проявляет чудеса стойкости, а когда пару раз все-таки ломается, она говорит очень правильные вещи. В фильме есть потрясающая сцена, где перед тем самым полетом она заявляет герою: "Сейчас ты сам посадишь детей рядом и объяснишь им, что можешь не вернуться. Ты, а не я".

Фото filmpro.ru

Такая честность, без улыбочек и увиливаний в духе "Ну я же такое дело делаю! Как ты не понимаешь!", она поражает.

Сравнивать наши фильмы про космос и "Человека на Луне" — все равно, что сравнивать "Лёд" и "Тоню против всех". Некачественная фантазия против частенько неприглядной реальности. (К слову о реальности: победы СССР в космической гонке тут озвучат).

Как и "Тоня", эта картина с какого-то момента не про конкретного человека, а про людей и общество вообще. А Дэмьен Шазелл снова исследует любимую тему.

От музыки "Одержимости" и мюзикла "Ла-ла лэнда" он перескочил на сочетание байопика с кино про космонавтов. Как они вообще объединяются? В конце фильма герои смотрят запись речи (тогда уже покойного) президента Джона Кеннеди про то, что в космос имеет смысл лететь не потому, что это просто, а как раз потому, что трудно. Это и есть старая тема Дэмьена Шазелла: "Зачем совершать невозможное?"

Шазелл здесь доказывает, что Оскар за режиссуру ему дали не зря. Он умудряется сделать напряженным полет на Луну! Один из самых задокументированных дней в истории. Это при том, что фильм идет 2,5 часа, и он совсем не быстрый.

В общем, ждем пяток-другой номинаций на "Оскар". А пока главная претензия: почему никто не начал танцевать на Луне? Ну хоть бы джаз  кто-нибудь сыграл что ли! Дэмьен Шазелл все-таки!

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-10-12/6920.html