ФОКУС ГОРОДА 17:10, 28.09.2018

10 лет спустя. В Саратове проходит VIII Международная Конференция ICEVI-EUROPE

Исключительно важными в этой ситуации являются выводы о том, где именно требуются немедленные меры, необходимо знать и о последствиях принятых властями решений (казалось бы прогрессивные, но скоропалительные действия порой приводят к негативным результатам). Ценным является мнение экспертов о том, как грамотно и максимально эффективно исполнять новые законодательные требования.

Для обсуждения этих деталей в Саратове собрались ученые, практики, общественные деятели. На площадках двух вузов - Саратовского государственного технического университета им. Ю.Гагарина и Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Чернышевского в эти дни проходит конференция "Доступная среда для людей с ограниченными возможностями: технологический и социальный контексты инклюзии с позиции Конвенции ООН о правах инвалидов". Этот VIII международный научный форум организован под эгидой ICEVI.

Кстати, первая подобная конференция представителей стран восточной Европы проходила 10 лет назад именно в Саратове. Эта конференция открыла тогда череду практический сессий, семинаров, курсов по созданию доступной среды для людей с особенными потребностями.

На пленарном заседании в СГУ ректор университета Алексей Чумаченко в своем приветственном слове сказал: "Я хотел бы поблагодарить Европейский Совет по образованию и реабилитации лиц с нарушением зрения за то, что они выбрали Саратов в качестве площадки конференции. Вопросы, которые поднимаются на таких конференциях исключительно важны и эта тема — доступная среда — исключительно многогранна. Если говорить о практической деятельности, то в нашем университете мы руководствуемся тремя аспектами этой проблемы. Первый — это доступная среда, как обязанность университета обеспечить доступность образования для студентов с ограниченными возможностями. У нас обучается 126 человек, имеющих статус инвалида и мы стараемся делать все, чтобы они вошли в университетскую среду без каких-либо серьезных проблем. У нас работают Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации и Лаборатория инклюзивного обучения.
Второй аспект — это обязанность университета готовить высококлассных специалистов для работы с инвалидами. У нас для этого существует целое подразделение — факультет психолого-педагогического специального образования. И третий аспект, который для нас исключительно важен, касается обязанности университета проводить научные исследования в этой области. Мы не являемся специализированным институтом, но наши научно-методические разработки являются очень интересными и используются не только нами. Речь идет о работах в области медицинской физике, которые используются для лечения различных недугов".

В Саратовском классическом университете, к слову, работали видные ученые-тифлопсихологии. Это Август Крогеус, он провел первое в истории систематической экспериментальное исследование психологии слепых и изучал так называемое шестое чувство слепых (это чувство препятствия). Его ученицей была Мария Земцова, при этом она опровергала наличие этого чувства. Именно благодаря ее усилиям в России была создана сеть специальных школ, говорила о необходимости дошкольных учреждений для слепых и слабовидящих детей. А Любовь Плаксина разработала огромное количество методических пособий для таких детей, которые сейчас используют педагоги.

Было бы излишне говорить, что работа в этой сфере требует качественного продолжения. По словам доцента кафедры тифлопедагогики Московского педагогического государственного университета Венеры Денискиной, необходимо поднять уровень ранней коррекционной помощи для родителей детей с глубоким нарушением зрения. Эксперт заметила, что в стране разрушается сеть дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения. И происходит это под благородным лозунгом интеграции слепых и слабовидящих детей в среду сверстников. И в школах при совместном обучении здоровых детей и детей с нарушением зрения есть проблемы. Так, порой не учитываются особые образовательные потребности детей-инвалидов — они не обеспечиваются учебниками с крупным шрифтом, увеличивающими устройствами.

«Есть дикие случаи, когда слепым детям запрещают писать по Брайлю , потому что стук грифеля о прибор мешает одноклассникам. Или ребенку не разрешают сеть за первую парту, потому что ее надо "заслужить"»
, - рассказала Венера Денискина.

Она выступила за обучение детей с нарушениями зрения в специальных школах. "Специальные школы являются спасательным кругом для детей, которые уже поучились в массовой школе и перешли в специальную. Им делали замечания, что они медленно читают, что-то упускают. Они приходят психологически травмированные. Хочу обратить ваше внимание, что в России сейчас замечательные результаты у паралимпийцев. Если не будет спецшкол, паралимпийцев у нас тоже не будет", - заявила Денискина.

В рамках секций и круглых столов участники конференции обсуждали использование информационных технологий в образовании и реабилитации людей с инвалидностью, говорили о важности социально-психологической поддержки и абилитации (от известной всем "реабилитации" этот термин отличается тем, что обозначает формирование способностей, а не восстановление утраченного функционала), применения психотерапевтических техник.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-09-28/6889.html