Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Доминика". Заметки киномана

  • 10:28, 21 сентября 2018
  • Комментариев[3]
Даже самый краткий пересказ содержания этого отечественного фильма — спойлер. И с этим ничего не поделать! Судите сами: неженатому бездетному мужчине за тридцать подбрасывают девочку-младенца, которая стареет каждый раз, когда он злится. Как вы думаете, много ли суток она протянет?
"Доминика". Заметки киномана Фото ruskino.ru

Если чуть более развернуто, то жил-был в нашей столице эдакий сферический успешный молодой человек в вакууме (Андрей Чадов, сериал "Курсанты", "Дело чести"). На бумаге у него есть всё:

  • работа, которая приносит достаточно доходов, чтобы вообще никогда не случались денежные проблемы в кадре. Даже после увольнения!

  • квартира в пафосной московской новостройке и огромный джип;

  • девушка с модельной внешностью.

С последним, правда, не всё совсем гладко. Она, в отличие от прочих предметов реквизита (а она тут не более, чем реквизит), вызывает у него смутные сомнения. Мол, какая-то она слишком идеальная! Наверное, он ее настоящую не знает!

Она ж ведь после нескольких лет(!) отношений хочет услышать три заветных слова. (Нет, не про замуж! Там 4 слова :) ) А они у него прямо в горле застревают и ни туда ни сюда!

В итоге, девушка куда-то уезжает, а у него случается тяжелый день. И вот в финале этого дня ему как раз подбрасывают несчастную обреченную кроху.

Маленькие и большие девочки, которые меняют жизнь мужчин к лучшему, — типаж в кинематографе мягко говоря не новый. Тут вам и жуткая трилогия про оттенки серого, и легендарный бродвейский мюзикл "Энни", одну из экранизаций которого режиссер-сценарист-продюсер (и при этом дебютант!) Олег Агейчев явно смотрел — в его картине как минимум две прямые киноцитаты. Еще есть фильмы с американской актрисой Зои Дешанель. Самый известный из них — "500 дней лета".

Так что идея с взрослением от чьей-то негативной эмоции тут оригинальная (если вы не смотрели "Головоломку" Pixar. А, впрочем, если и смотрели). А вот главная героиня — нет.

Фото ruskino.ru

Девочка-девушка-женщина по имени Доминика — это апофеоз развития для типажа manic pixie dream girl (с которым Зои Дешанель как раз часто связывают). Сочетание это практически непереводимо, но под ним подразумевается эдакая разновидность "музы": непосредственная, очаровательная, веселая, смотрит на жизнь широко раскрытыми от восторга/удивления глазами и... абсолютно двухмерная.

Такая героиня не существует вне отношений с мужчинами. Вся ее цель в сюжете — помочь мужчине "вырасти над собой".

Причем, в этом фильме такая задача озвучивается напрямую в одной из сцен. Так что "Доминика" напарывается на знакомые грабли — картину назвали в честь женщины, но фактически это не про нее. (Привет, "Матильда"! Вот уж не думала, что вспомню о тебе в таком контексте!) По-честному это надо было назвать "Костик". Но звучит, конечно, не так благозвучно.

Зато героиня с красивым именем — никакая. Ее успевает сыграть пара талантливых девочек, Яна Гурьянова из "Интернов", Елена Яковлева и даже Екатерина Васильева(!), а у нее все равно нет характера. Вместо него — стереотипы о существах женского пола глазами людей, которые, кажется, никогда к ним (к себе) внимательно не приглядывались.

Трехлетняя Доминика — это маленькое чудовище, которое постоянно орет, отвлекает, портит все, к чему прикасается, и закатывает истерики с драматичным лежанием на полу. Семилетняя героиня — это типаж "умный не по годам ребенок". Героиня-подросток — это неуправляемая Лолита. А поскольку герой тоооолько начал испытывать к ней отцовские чувства, этот период смотрится... не очень хорошо.

Но настоящий трэш и угар начинается, когда Доминика мутирует в почти ровесницу героя. (Ну, то есть, ровесницу, как их в кино изображают. Яне Гурьяновой 30, а Андрею Чадову 38. Почти погодки, да?) Ее интересуют только поцелуи и сексуальные отношения с представителями противоположного пола. (В фильме это даже специально подчеркнули!) И еще она хочет детей (пока ее не отговаривает герой, который внезапно познал прелести ответственности за дочерей). Всё. Других развернутых интересов, увлечений и целей в жизни для нее не предусмотрено.

Фото ruskino.ru

Герой неуверенно отбивается от ее приставаний, но при этом целоваться с другими не пускает. (Ага! Чего еще удумала — сама захотела распоряжаться своим телом и решать, кого ей целовать и с кем спать! Это ж как такое в голову-то пришло!)

Зато как только она превращается в Елену Яковлеву, всплывают все его травмы на тему матери. Это служит поводом для нескольких по-настоящему сильных сцен и для исчезновения неизвестно откуда взявшейся чудо-женщины. Функцию-то она свою выполнила, зачем она теперь нужна?

В принципе фильм неплохой. Да, в нем никак не объясняется главная изюминка сюжета. И познания Доминики о быте и отношениях между полами тоже не поражает последовательностью и проработанностью. Но смотрится всё довольно легко, тут есть несколько удачных шуток, бодренький саундтрек и парочка неприглядных отечественных реалий.

Но почему режиссер, который лично приехал представлять свой фильм в Саратов, позиционирует его как семейное кино, не очень понятно. Это же про проблемы молодого успешного мужчины, которому чего-то в жизни не хватает при полной видимости успеха. А это совсем не так универсально, как думает режиссер-сценарист-продюсер. Проблемы семейного кино — это больше, чем проблемы отца.

И еще вопрос: Он правда считает, что детям (особенно женского пола) полезно будет посмотреть, как девочку откровенно используют для личностного роста и избавляются от нее, когда она выполнила свою функцию? Мало их учить только обычным "женским обязанностям", пусть они еще приучаются психотерапию обеспечивать?

Самое обидное, что режиссер, кажется, совершенно не в курсе, что именно он показал на экране. Он на полном серьезе говорил, что это про отношения с женами/возлюбленными и детьми. Вот только где они там? Единственный более-менее полноценный персонаж здесь — главный герой.

"Доминика", трейлер

Можно, конечно, воспринимать это как метафору. Но чего? Отношений с матерью? Зачем тогда 80% картины? Отношений с женщинами? Ну, тогда очень показательная метафора, не правда ли?

Вообще, в этой фэнтази-комедии/сказке/драме есть некоторое количество глубокого смысла. Иногда полезно говорить, что злость — это нормально. (Но оговорок про то, как ее выражать, хотелось бы побольше). И на родителей тоже. И даже (о ужас!) на маму! И про то, что эмоции бывают сложные, смешанные и совершенно не хотят вписываться в рамки. А если запретить себе некоторые из них, будешь ходить, как замороженный главный герой.

И задумываться обо всех своих автоматических действиях и реакциях тоже полезно. И об отношениях с окружающими.

Словом, идея-то неплохая, но можно ее как-нибудь в следующих раз реализовать без использования женщин как расходного материала? Или продолжение сделать? Где главный персонаж внезапно понимает, что героини — тоже люди, а не непонятные капризные неуравновешенные существа, с которыми невозможно договориться. (Может, это пытались выдать за характер героини тут?) Тоже было бы маленькое чудо в кино, между прочим!

Большое спасибо кинотеатру Happy Cinema за предпремьерный показ!

Автор: Галина Зеленова
Новые материалы
Нашли ошибку
x