ФОКУС ГОРОДА 13:35, 11.09.2018

Эксперт: Рынок НПФ без реформ расти не будет

Целью Стратегии было обеспечение дохода пенсионеров после прекращения трудовой деятельности (коэффициента замещения среднего заработка) на уровне не ниже 40% от получаемого до выхода на пенсию (по данным анализа 53 стран мира, проведенного Мировым банком, в странах ОЭСР с развитой экономикой этот показатель составляет порядка 56%). Кроме того, целевой показатель среднего размера пенсии должен был составить не менее 2,5–3 прожиточных минимумов, но в России в 2017 году этот показатель был на уровне 1,6, а коэффициент замещения в солидарной пенсионной системе — 35%. Мировой опыт показывает, что более низкий целевой показатель замещения в обязательной системе повышает роль добровольного частного пенсионного обеспечения, однако в России этого не происходит. К увеличению размера коэффициента замещения (на 10–20%) привела бы реализация концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК) как дополнения к существующей системе формирования пенсионных накоплений для различных категорий рабочих, в том числе высокооплачиваемых.

Предельная база
В России в настоящее время структура распределительной пенсионной системы нивелировала страховые принципы и обеспечила разрыв между трудовым вкладом и размером пенсии у высокооплачиваемых работников. Это связано с тем, что установлена предельная база для начисления страховых взносов, заработки выше которой не влияют на будущую страховую пенсию (сейчас предельный ежемесячный доход, с которого взносы в ПФР отчисляются в полном размере — 22% — составляет порядка 85 тыс. месяц, а с превышения этого уровня — только 10%). Интересен тот факт, что доля работников с доходами выше 85 тыс. в месяц составляет примерно 8% (более 6 млн человек) от всего количества работников, а участниками системы негосударственного пенсионного обеспечения в 2017 году являлись 5,3 млн человек. Это иллюстрирует то, что уже сейчас, без повышения уровня оплаты труда в России, резервы роста количества работников, имеющих возможность формировать пенсию 
добровольно, почти исчерпаны.

Строгие правила
На российском пенсионном рынке НПФ выступают как  страховщики в рамках обязательного пенсионного страхования, а также как провайдеры негосударственного пенсионного обеспечения (корпоративные пенсионные программы). Несмотря на заморозку и введенный в 2014 году мораторий на взносы в накопительную систему, более 37 млн застрахованных лиц воспользовались правом на формирование обязательных пенсионных накоплений в НПФ, а объем привлеченных в 2017 году активов составил более 3,5 трлн (из них 1,1 трлн рублей по негосударственному пенсионному обеспечению и 2,4 трлн рублей — по обязательному пенсионному страхованию). Тем не менее за период с конца 2012 по конец 2017 года количество НПФ сократилась вдвое, со 134 до 65 (из них в систему обязательного пенсионного страхования входит 38 НПФ). С 2016 года было ужесточено регулирование деятельности НПФ. Так, наряду с введением обязательных положений по риск-менеджменту и стресс-тестированию, появились и новые правила инвестирования пенсионных накоплений. Усиление регулирования и привело к сокращению количества НПФ (в основном за счет ухода мелких и средних НПФ, по большей части региональных). При этом новые крупные фонды на рынке не создавались.

Преимущества и перспективы
Для прекращения стагнации, обеспечения роста рынка НПФ и развития корпоративных пенсионных программ необходимо внедрение мотивирующей системы со стороны государства. Для этого необходимо применять меры налогового стимулирования, такие как отнесение расходов на софинансирование взносов участников на себестоимость, исключение взносов в программы НПО из расчета базы по НДС, разрешение направлять повышенные тарифы взносов для занятых на вредных производствах в корпоративные программы досрочного НПО. Как известно, преимуществами развитой системы негосударственного пенсионного обеспечения являются формирование дополнительного источника пенсионного дохода граждан и наличие долгосрочных источников инвестиций (размер пенсионных активов в ВВП России в 2016 году составил 6%, в то время как в среднем по странам ОЭСР в 2017 году — не менее 60%). Средневзвешенная доходность НПФ в 2017 году составила порядка 4,3% (что более чем в два раза ниже показателей 2016 года). Падение объясняется отрицательной переоценкой финансовых активов банков, попавших под санации. Кроме того, портфель НПФ слабо диверсифицирован по отраслям и срокам. Тем не менее уже к концу 2018 года ожидается инвестиционный прирост пенсионных накоплений на уровне порядка 10%, а пенсионных резервов — не менее 6%. В марте 2017 года были введены новые требования к инвестированию в банковские инструменты и высокорисковые объекты, что вызвало наращивание доли государственных ценных бумаг в структуре инвестиций НПФ (доля вложений пенсионных накоплений в ОФЗ превысила по итогам 2017 года 800 млрд рублей, а это 190%-й прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). При этом структура инвестиционного портфеля НПФ по доле вложений средств ОПС в России сопоставима с уровнем вложений пенсионных активов экономически развитых стран ОЭСР: порядка 30% в государственные облигации и 50% — в акции. В заключение можно сказать, что рынок НПФ не будет расти без дальнейшего реформирования пенсионной системы и внедрения концепции индивидуального пенсионного капитала.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-09-11/6856.html