С 1 июля правительство России намерено снизить акцизы на топливо. Косвенный налог на бензин опустят от текущей цены на 3 тыс. руб. за тонну, на дизель — на 2 тыс. руб. Такой шаг позволит снизить стоимость литра автомобильного топлива на бензоколонках примерно на 2 рубля.
Как написали деловые СМИ, решение о снижении акцизов принято на совещании у зампреда правительства Дмитрия Козака, который в новом составе кабинета отвечает за топливно-энергетический комплекс. "Ведомости" ознакомились с копией протокола, его подлинность подтвердили чиновники.
Если цены продолжат рост, вряд ли стоит ожидать, что бензин для потребителя подешевеет. В лучшем случае он не будет так стремительно дорожать, считает аналитик Raiffeisen Bank Андрей Полищук.
Основные рычаги воздействия на цены на бензин в руках правительства — это налоги, курс национальной валюты и таможенные пошлины. Сейчас налоги в цене топлива составляют 70%. Основные два из них дают 50% общей цены бензина: это акциз и налог на добычу полезных ископаемых. Первый устанавливает ежегодно правительство, и он в очередной раз был повышен с нового года, а НДПИ рассчитывают, исходя из мировых цен на нефть.
С января по сравнению с прошлым годом НДПИ вырос на 23%. Рост этой налоговой нагрузки и послужил толчком росту цен на бензин. Комментирует гендиректор компании "Инфотэк-терминал", ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.
"Если отказаться от увеличения акциза, если способствовать стабилизации курса рубля, а может быть, даже лучше — укреплению курса рубля, и если повысить таможенные пошлины на вывоз бензина, то можно стабилизировать внутренний рынок бензина. Добиться, если не падения цен, то, по крайней мере, их неизменности. Вот эта вся конструкция против интересов государственного бюджета. Ну, во-первых, потому, что налоги — это источник пополнения госбюджета. Во-вторых, что касается курса рубля, как вы, наверное, заметили, он у нас только падает. Почему? Потому что правительство получает доходы в валюте, а расходы, обязательства имеет в рублях, поэтому, чем слабее рубль, тем проще исполнять бюджет нашему правительству. Что касается таможенной пошлины, сейчас таможенная пошлина на вывоз бензина в России в десять раз ниже, чем она была в 2014 году. В общем, это, конечно, парадокс полнейший. Учитывая, то, что у нас самые низкие цены на бензин в Европе, наш бензин, сломя голову, стремится сбежать из России и при этом отсутствует таможенный барьер. Почему-то его убрали. Тем не менее это так. Вот у нас нет таможенного барьера и при этом есть все условия для экспорта бензина и дизельного топлива. Конечно же, правительство противодействует экспорту, но чисто административными мерами, не пытаясь создать экономическую ситуацию такую, чтобы экспорт сам по себе был невыгодным".
Потери бюджета во втором полугодии от снижения акцизов эксперты оценивают в 100 млрд руб.