Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Первому игроку приготовиться". Заметки киномана

  • 11:17, 30 марта 2018
  • Комментариев[0]
На данный момент, 80-е — это десятилетие, по которому очень модно ностальгировать. Именно в его адрес больше всего отсылок и реверансов в поп-культуре последних лет. "Первому игроку приготовиться" — апогей этой тенденции. Это открытое признание в любви, чуть более, чем полностью, состоящее из "пасхалок", которое снял живой классик кино 80-х Стивен Спилберг. Если этого мало, чтобы завлечь вас в кинотеатр вот прямо сейчас, вы, видимо, просто не целевая аудитория.
"Первому игроку приготовиться". Заметки киномана Фото kino.prim.land

В начале, как водится, была книга. Или даже так: в начале был сценарий Эрнеста Клайна "Фанаты", набитый гиковскими радостями. (Пожалуй, на этой стадии стоит завести глоссарий, да? "Пасхалки" — это спрятанные в игре/фильме/прочей продукции послания, приколы и секреты от создателей и разработчиков. Сравниться с этим фильмом в их количестве может разве что "Лего-фильм". Термин "гики" за свою историю претерпел некоторые изменения. Сейчас это фанаты комиксов, супергероев, научной фантастики, (местами) фэнтази и другой популярной культуры)

Но его прокатом занимались на студии братьев Вайнштейн, и тот самый Харви велел перекроить сценарий, а потом "слил" маркетинговую кампанию. Так что гремучая смесь гиковских мечтаний прошла тихо и неприметно. Клайн решил не наступать на грабли второй раз и по своей новой истории сперва написал книгу. И дело пошло гораздо лучше! Сюжет, конечно, перенесли не целиком, но дух сохранили.

Фото kino.prim.land

В 2045 году окружающая реальность стала совсем несимпатичной. Еще не совсем "Безумный Макс" или "Бегущий по лезвию 2049", но приятного мало. Поэтому человечество значительно продвинулось в технологиях виртуальной реальности и проводит все свободное время в игре ОАЗИС, где можно быть кем угодно где угодно и как угодно. Единственное ограничение — фантазия игрока.

Создал этот мир эксцентричный гик-миллиардер (Марк Райленс, "Большой и добрый великан", "Дюнкерк", новый аватар Стивена Спилберга, который получил Оскар за роль в его "Холодному мосту"). В лучших традициях "Чарли и шоколадной фабрики" он завещал свое огромное состояние и полный контроль над игрой тому, кто найдет спрятанные в игре "пасхалки" и три ключа.

Фото kino.prim.land

Разумеется, за ними охотится толпа народу и бездушная корпорация с потрясающе обыкновенным злодеем во главе (Бен Мендельсон, "Темный рыцарь: возрождение", "Темные времена"). Но, как это всегда бывает в кино, найти их предстоит не им, а одному подростку (Тай Шеридан, "Люди Икс: Апокалипсис", "Пятна от травы") из трущоб. И заодно он обретет друзей, любовь (Оливия Кук, "Я, Эрл и умирающая девушка", "Уиджи: Доска дьявола") и поймет, что реальный мир тоже важен.

Сюжет не поразит ваше воображение оригинальностью, но фильм многослоен. Одно из главных развлечений здесь — игра в "кто найдет больше пасхалок". Кинопоиск насчитал отсылки к 80 картинам, но при желании, наверняка, можно найти и больше, потому что тут есть всё от бросающегося в глаза DeLorean до школы, в которую ходили герои фильмов Джона Хьюза. Так что "Первый игрок" рассчитан на пересматривания.

Фото kino.prim.land

Запихнуть столько героев из самых разных произведений в один фильм — это юридическая задача не просто со звездочкой, а прямо с целым ночным небосводом. Поэтому главный и невоспетый герой этой картины — Дидрэ Бэкс, супервайзер спецпроектов студии Warner, которая получила разрешение на использование всей этой интеллектуальной собственности у владельцев авторских прав (студий, издательств, авторов и наследников).

Следующая задача со звездочкой — сделать "смотрибельной" историю, где большая часть действия происходит в виртуальной реальности. И тут проекту очень повезло с режиссером. Спилберг — не просто умеет делать кино, он — мастер экшн-сцен. У него они по делу, действительно продвигают сюжет, и всегда понятно, где свои, а где чужие. А поскольку местный мир ограничен только фантазией, в кои-то веки набитые спецэффектами погони, перестрелки и финальная битва чьей-то мечты абсолютно уместны.

Картина и в целом может похвастаться отличным ритмом. Она бодрая и довольно захватывающая, особенно если вы готовы поверить в происходящее и любите 80-е.

Фото kino.prim.land

Герои в виртуальной реальности выглядят реалистично, но не слишком. Сомнений, где какой мир, не возникает. В плане графики эта выдуманная игра уступает уже существующим играм. Но есть несколько отличных моментов: танец героев в стиле "Лихорадки субботнего вечера" и уровень игры по "Сиянию" Кубрика. Последнее — это, пожалуй, гвоздь программы! И всё действительно выглядит, как кадры из "Сияния"!

Но и недостатков хватает, даже не считая шитого белыми нитками сюжета. Спилберг в курсе последних тенденций, у него есть репрезентация в плане подбора актеров. Но традиционности тоже хватает. Девушка, которой суждено стать девушкой главного героя (что так банально, что трудно не закатить глаза), предупреждает его, что выглядит не так, как в игре. Но Спилберг не рискнул в этом плане пойти против течения, выдал момент отборного сексизма, и это разочаровывает. Хорошо хоть у героини мотивации едва ли не больше, чем у героя, и она играет по-настоящему важную роль в происходящем.

Фото kino.prim.land

У героя есть друзья, но более-менее раскрыт только его лучший друг, остальные скорее для формы и сюрприза. Но главная проблема в том, что и сам центральный персонаж больше для формы. У него почти не прописан характер и мало развития.

В итоге, самым живым и проработанным становится покойный создатель ОАЗИСа. Причем, во многом только благодаря Марку Райленсу, который способен придать глубины рекламному ролику туалетной бумаги.

При просмотре это не бросается в глаза, потому что Спилберг умеет завлекать и отвлекать. Но если задуматься, ставки для героев не так уж и высоки. Вся цель квеста — найти пасхальное яйцо, чтобы получить контроль над игрой и кучу денег. Ближе к концу это превращается в "получить контроль над игрой и кучу денег, чтобы не дать бездушной корпорации занять 80% экрана рекламой и отменить долговые тюрьмы"что, безусловно, благородная цель, но, прямо скажем, не совсем "робингудство". Еще и фанатство тут несколько извращенное. Это не любовь к своему уголку культуры, это способ выиграть приз.

"Первому игроку приготовиться", трейлер

А молодой белый гетеросексуальный парень в центре крупного студийного проекта, — это прямо приглаживание перышек целевой аудитории, которые потрепали всякие "Черные пантеры" и джедайки.

Отдельно разочаровывает финал. Все намекало на то, что корпоративный захват мира, — это ужасно. Но в конце ничего не меняется. Случается вовсе не революция, а самый обычный передел власти, где небольшая часть "низов" оказалась сверху. Но система-то при этом никуда не делась! Это слишком оптимистично и заметает под ковер массу проблем.

В общем, "Первому игроку приготовиться" — это большая и красивая эскапистская фантазия от гиков про гиков и для гиков и/или для ребенка внутри людей, достаточно взрослых, чтобы ностальгировать по 80-м. Необязательно принадлежать к их числу, чтобы насладиться происходящим (но так интереснее). Кстати говоря, на это можно вести детей и совсем юных подростков, потому что это доброе семейное кино от Спилберга. Не шедевр, вроде "Инопланетянина", но весьма развлекательно.

Автор: Галина Зеленова

Новые материалы

Новости партнеров
Нашли ошибку