ФОКУС ГОРОДА 10:11, 16.03.2018

Комфортный шоппинг "у дома". Как изменилось потребительское поведение россиян

Семья Красниковых из Саратова имеет богатый потребительский опыт. Новые форматы покупок, рассказывает Ксения Красникова, мы осваивали с развитием отечественного ритейла, с изменением экономической ситуации в стране. Самым ярким открытием стали, конечно же, гипермаркеты. "В огромном ассортименте и организации торговли виделся европейский опыт, и это было очень приятно. Но со временем это очарование прошло", - признается наша собеседница.

Причиной стало падение доходов.

«В последние два года мы вынуждены держать наши расходы в разумных рамках. А в гипермаркете избежать незапланированных покупок очень сложно. Увидели новый бренд — захотелось попробовать. На глаза попались ингредиенты любимого блюда — решили себя побаловать. То же самое с непродовольственными товарами: внезапно становится очень нужными новый половник, разделочная доска, инвентарь для дачи. В итоге в корзине появляется масса лишних покупок, по крайней мере, для сегодняшнего дня»
.

Ксения замечает, что поездки в гипермаркет стали для семьи расточительными не только в отношении семейного кошелька, но и в отношении свободного времени. "Нам никогда не удавалось пройти все отделы, прошагать километры торговых площадей быстрее, чем за два с половиной часа. С дорогой туда и обратно мы тратили полдня на рядовой по своей сути шоппинг. В сетевом магазине у дома на эти же задачи у нас теперь уходит минут тридцать".

Аналитики подтверждают изменения в потребительском поведении россиян. Отток покупателей из гипермаркетов был зафиксирован еще в 2016 году. Тогда потребители "ушли" в магазины у дома (40%), в супермаркеты (19%), на онлайн-площадки (12%). В прошлом году магазины шаговой доступности, по мнению исследователей, вышли на первый план российского ритейла. Лидерскую позицию в формате "у дома" занимает компания X5 Retail Group, которая управляет торговой сетью универсамов "Пятёрочка".

Маркетолог Мария Булыгина утверждает:

«Конечно, гипермаркеты не останутся вовсе без покупателей — широчайший ассортимент будет привлекать посетителей, ориентированных на определенный товар. Но уменьшение числа визитов можно прогнозировать и в этом году. Несмотря на позитивные прогнозы, российские покупатели продолжают следовать стратегии экономии семейного бюджета. В этих условиях огромный выбор товаров теряет свою актуальность»
.

Специалист замечает, что подобные тенденции вполне ожидаемы в нестабильной экономической ситуации. "Формат гипермаркета изначально подразумевает относительно высокий средний чек. Постоянные покупки в магазинах у дома позволяют эту величину снизить, в частности, за счет регулярных акций. Я бы отметила акции в сети магазинов "Пятёрочка" с существенным снижением цены".

Другой эксперт, аналитик Ирина Буденко, замечает, что корни данного тренда следует искать не только в экономическом кризисе и изменениях в планировании свободного времени россиян. Еще одна причина - рост популярности здорового образа жизни и здорового питания.

«Я не стану утверждать, что в стране значительно увеличилось число людей, которые считают калории и внимательно изучают состав продуктов на магазинной полке; но то, что большинство стремится приобрести свежие продукты — это очевидно. Закупки в гипермаркетах впрок отчасти перестали отвечать интересам потребителей»
. Так, например, более трети ассортимента универсамов "Пятёрочка" составляют товары категории "фреш" - это свежая и охлажденная продукция.

Эксперты считают, что развитие формата магазинов "у дома" продолжится и в этом году, а значит быстрый, экономный и комфортный шоппинг приобретет новые преимущества. 

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-03-16/6445.html