Семья Красниковых из Саратова имеет богатый потребительский опыт. Новые форматы покупок, рассказывает Ксения Красникова, мы осваивали с развитием отечественного ритейла, с изменением экономической ситуации в стране. Самым ярким открытием стали, конечно же, гипермаркеты. "В огромном ассортименте и организации торговли виделся европейский опыт, и это было очень приятно. Но со временем это очарование прошло", - признается наша собеседница.
Причиной стало падение доходов.
Ксения замечает, что поездки в гипермаркет стали для семьи расточительными не только в отношении семейного кошелька, но и в отношении свободного времени. "Нам никогда не удавалось пройти все отделы, прошагать километры торговых площадей быстрее, чем за два с половиной часа. С дорогой туда и обратно мы тратили полдня на рядовой по своей сути шоппинг. В сетевом магазине у дома на эти же задачи у нас теперь уходит минут тридцать".
Аналитики подтверждают изменения в потребительском поведении россиян. Отток покупателей из гипермаркетов был зафиксирован еще в 2016 году. Тогда потребители "ушли" в магазины у дома (40%), в супермаркеты (19%), на онлайн-площадки (12%). В прошлом году магазины шаговой доступности, по мнению исследователей, вышли на первый план российского ритейла. Лидерскую позицию в формате "у дома" занимает компания X5 Retail Group, которая управляет торговой сетью универсамов "Пятёрочка".
Маркетолог Мария Булыгина утверждает:
Специалист замечает, что подобные тенденции вполне ожидаемы в нестабильной экономической ситуации. "Формат гипермаркета изначально подразумевает относительно высокий средний чек. Постоянные покупки в магазинах у дома позволяют эту величину снизить, в частности, за счет регулярных акций. Я бы отметила акции в сети магазинов "Пятёрочка" с существенным снижением цены".
Другой эксперт, аналитик Ирина Буденко, замечает, что корни данного тренда следует искать не только в экономическом кризисе и изменениях в планировании свободного времени россиян. Еще одна причина - рост популярности здорового образа жизни и здорового питания.
Эксперты считают, что развитие формата магазинов "у дома" продолжится и в этом году, а значит быстрый, экономный и комфортный шоппинг приобретет новые преимущества.