ФОКУС ГОРОДА 11:30, 02.02.2018

"Короче". Заметки киномана

В не очень отдаленном будущем ученый из Скандинавии изобрел способ уменьшать живую материю. Это позволит решить проблему перенаселения, уменьшить количество отходов, потреблять меньше ресурсов и жить богато за копейки. Лет через 10 такой способ решения проблемы стал достаточно распространенным, чтобы оккупационный терапевт из Небраски (Мэтт Дэймон, "Марсианин", "Джейсон Борн", "Интерстеллар") и его супруга (Кристен Уигг, "Девичник в Вегасе", "Охотники за привидениями", "мама!") всерьез о нем задумались. Жизнь в миниатюрных городах под куполом выглядит раем: огромные особняки, идеальные лужайки, безопасность и все удобства большого мира. Но, когда супруга бросает главного героя в самый ответственный момент, он выясняет, что не все так радужно, как кажется. По крайней мере, не для всех.

Фото kino-teatr.org

Конечно, фильм навевает воспоминания о "Дорогая, я уменьшил детей" или о Гулливере в стране великанов. Но здесь не будет страшных столкновений с насекомыми, домашними животными и всяческими скрытыми угрозами. Большой мир для персонажей этого фильма не представляет опасности вот так прямолинейно. Проблемы возникают от того, что изменение размера не влечет за собой изменений во внутреннем мире. А значит, люди приносят с собой в храбрый новый мир все, что было у них в старом: расслоение населения, бедность, трущобы, иммигрантов и грязную работу, которую белые люди здесь хотят делать не больше, чем в большом мире. И еще желание закрывать на все это глаза так же тщательно и крепко, как и на проблемы экологии.

Мэтт Дэймон играет симпатичного, но слегка потерянного неудачника. Его среднестатистический человек смотрится весьма органично, и ему здорово удается совмещать комичность с искренностью в нужные моменты. Как и в других фильмах Александра Пэйна и его постоянного со-автора сценариста Джима Тейлора, главный герой страдает и пребывает в печали и унынии. Но, к счастью, здесь они рвут свой же шаблон, и фильм не останавливается надолго на тоске.

Фото kino.ru

Поискам нового смысла жизни способствует самый интересный женский образ в этой истории и, вполне возможно, лучшая актерская работа: актриса Хонг Чау (сериал "Большая маленькая ложь") была номинирована на Золотой глобус за роль Нгок Лан, жертвы политического режима во Вьетнаме, которую уменьшили насильно. Героиня попала в США в коробке с телевизором и единственная выжила из 15 человек. Она лишилась части ноги и работает уборщицей, но она совсем не ведет себя, как жертва. Более того, она себя ей не считает! Она активно помогает другим. Но не из какой-то христианской жертвенности, а просто потому, что хочет и может. Она комична со своим ломанным английским и походкой вразвалочку, но одновременно она очень сильная, прямолинейная и живая.

Это абсолютно уникальный персонаж для американского кино. Актеров с азиатскими корнями вообще не так часто берут на значительные роли в крупные фильмы. (Не верите? Вспомните что-нибудь, кроме последних "Звездных войн" и работ Люси Лиу. Нет, "Мулан" не считается. Ну как? А без поисковиков?). А тут сложная и многогранная героиня, которая действительно важна для происходящего в фильме! И это не выглядит как подачка для китайской публики, что вообще беспрецедентно.

Фото kino.ru

Больше всего удовольствия от происходящего получает Кристофер Вальц ("Бесславные ублюдки", "Джанго освобожденный", "007: Спектр") и его герой. Он как раз похож на стереотип — контрабандист с сомнительными моральными качествами, который добр к главному герою. Но Вальц превращает его в живого человека. А вот героиня Кристин Уигг — супруга главного героя словно бы немного из другого фильма. Но это проблема сценария, а не актерской работы. У нее мало экранного времени, а уж от ее главного поступка за версту несет мотивацией "так надо для сюжета".

Фото kino.ru

Еще фильм может похвастаться простой и гениальной работой художницы-постановщицы. Уменьшенный мир удивительно правдоподобен. В нем нет кукольности, это обычные интерьеры. Но вот туда заносят "обычных" размеров розу, и мы видим все под другим углом. Оператор играет с масштабами и перспективой, спецэффекты не бросаются в глаза и более, чем уместны. А процесс уменьшения и вовсе смотрится как очень интересный маленький фильм внутри фильма.

Александр Пэйн делает кино, где напряжение и драматизм не явные. Тут нет никаких погонь, перестрелок или злодеев. По большей части, происходящее может удержать ваше внимание, если вы смиритесь с размеренным ритмом. Но если вам этого не удастся, два с лишним часа будут тянуться долго. А после середины фильм и вовсе становится затянут. Тем не менее, главный герой совершает очень впечатляющее внутреннее путешествие, а сценаристы интересно играют с вашими ожиданиями.

Пэйн не единственный режиссер, который переживает на тему окружающей среды и того, как бездумно люди с ней обращаются. В прошлом году компанию ему составляли Даррен Аронофски с "мамой!" и Гильермо дель Торо с "Формой воды". Но его размышление на тему содержит много мягкого юмора и теплоты в адрес человечества. Для высоколобого фестивального кино тут слишком большой бюджет, а для массового может оказаться слишком много мыслей. Так что, наверное, зимний прокат посреди участников наградного сезона для него — оптимальное место.

А у нас, тем временем, продолжают увеличивать рейтинги. Фильм не совсем для детей по глубине и содержанию, а не из-за того, что в нем показывают. За что ему дали рейтинг "18+"? За то, что он показывает, что проблемы сами никуда не исчезают?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-02-02/6370.html