Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Короче". Заметки киномана

  • 11:30, 2 февраля 2018
  • Комментариев[1]
Зрители и особенно критики любят жаловаться, что в голливудах нынче не делают оригинальных картин с (относительно) большим бюджетом. Всё, мол, предсказуемое от и до, а то и вовсе римейк! Если вы тоже любите на это жаловаться, вам сюда — на новый фильм Александра Пэйна ("Небраска", "Потомки", "На обочине"). Он снял помесь научной фантастики, комедии, социальной сатиры, философского размышлении о судьбе человечества и планеты, которую оно старательно уничтожает. И, конечно, о судьбе маленького человека в самом прямом смысле слова.
"Короче". Заметки киномана Фото moviebot.ru

В не очень отдаленном будущем ученый из Скандинавии изобрел способ уменьшать живую материю. Это позволит решить проблему перенаселения, уменьшить количество отходов, потреблять меньше ресурсов и жить богато за копейки. Лет через 10 такой способ решения проблемы стал достаточно распространенным, чтобы оккупационный терапевт из Небраски (Мэтт Дэймон, "Марсианин", "Джейсон Борн", "Интерстеллар") и его супруга (Кристен Уигг, "Девичник в Вегасе", "Охотники за привидениями", "мама!") всерьез о нем задумались. Жизнь в миниатюрных городах под куполом выглядит раем: огромные особняки, идеальные лужайки, безопасность и все удобства большого мира. Но, когда супруга бросает главного героя в самый ответственный момент, он выясняет, что не все так радужно, как кажется. По крайней мере, не для всех.

Фото kino-teatr.org

Конечно, фильм навевает воспоминания о "Дорогая, я уменьшил детей" или о Гулливере в стране великанов. Но здесь не будет страшных столкновений с насекомыми, домашними животными и всяческими скрытыми угрозами. Большой мир для персонажей этого фильма не представляет опасности вот так прямолинейно. Проблемы возникают от того, что изменение размера не влечет за собой изменений во внутреннем мире. А значит, люди приносят с собой в храбрый новый мир все, что было у них в старом: расслоение населения, бедность, трущобы, иммигрантов и грязную работу, которую белые люди здесь хотят делать не больше, чем в большом мире. И еще желание закрывать на все это глаза так же тщательно и крепко, как и на проблемы экологии.

Мэтт Дэймон играет симпатичного, но слегка потерянного неудачника. Его среднестатистический человек смотрится весьма органично, и ему здорово удается совмещать комичность с искренностью в нужные моменты. Как и в других фильмах Александра Пэйна и его постоянного со-автора сценариста Джима Тейлора, главный герой страдает и пребывает в печали и унынии. Но, к счастью, здесь они рвут свой же шаблон, и фильм не останавливается надолго на тоске.

Фото kino.ru

Поискам нового смысла жизни способствует самый интересный женский образ в этой истории и, вполне возможно, лучшая актерская работа: актриса Хонг Чау (сериал "Большая маленькая ложь") была номинирована на Золотой глобус за роль Нгок Лан, жертвы политического режима во Вьетнаме, которую уменьшили насильно. Героиня попала в США в коробке с телевизором и единственная выжила из 15 человек. Она лишилась части ноги и работает уборщицей, но она совсем не ведет себя, как жертва. Более того, она себя ей не считает! Она активно помогает другим. Но не из какой-то христианской жертвенности, а просто потому, что хочет и может. Она комична со своим ломанным английским и походкой вразвалочку, но одновременно она очень сильная, прямолинейная и живая.

Это абсолютно уникальный персонаж для американского кино. Актеров с азиатскими корнями вообще не так часто берут на значительные роли в крупные фильмы. (Не верите? Вспомните что-нибудь, кроме последних "Звездных войн" и работ Люси Лиу. Нет, "Мулан" не считается. Ну как? А без поисковиков?). А тут сложная и многогранная героиня, которая действительно важна для происходящего в фильме! И это не выглядит как подачка для китайской публики, что вообще беспрецедентно.

Фото kino.ru

Больше всего удовольствия от происходящего получает Кристофер Вальц ("Бесславные ублюдки", "Джанго освобожденный", "007: Спектр") и его герой. Он как раз похож на стереотип — контрабандист с сомнительными моральными качествами, который добр к главному герою. Но Вальц превращает его в живого человека. А вот героиня Кристин Уигг — супруга главного героя словно бы немного из другого фильма. Но это проблема сценария, а не актерской работы. У нее мало экранного времени, а уж от ее главного поступка за версту несет мотивацией "так надо для сюжета".

Фото kino.ru

Еще фильм может похвастаться простой и гениальной работой художницы-постановщицы. Уменьшенный мир удивительно правдоподобен. В нем нет кукольности, это обычные интерьеры. Но вот туда заносят "обычных" размеров розу, и мы видим все под другим углом. Оператор играет с масштабами и перспективой, спецэффекты не бросаются в глаза и более, чем уместны. А процесс уменьшения и вовсе смотрится как очень интересный маленький фильм внутри фильма.

Александр Пэйн делает кино, где напряжение и драматизм не явные. Тут нет никаких погонь, перестрелок или злодеев. По большей части, происходящее может удержать ваше внимание, если вы смиритесь с размеренным ритмом. Но если вам этого не удастся, два с лишним часа будут тянуться долго. А после середины фильм и вовсе становится затянут. Тем не менее, главный герой совершает очень впечатляющее внутреннее путешествие, а сценаристы интересно играют с вашими ожиданиями.

"Короче", трейлер

Пэйн не единственный режиссер, который переживает на тему окружающей среды и того, как бездумно люди с ней обращаются. В прошлом году компанию ему составляли Даррен Аронофски с "мамой!" и Гильермо дель Торо с "Формой воды". Но его размышление на тему содержит много мягкого юмора и теплоты в адрес человечества. Для высоколобого фестивального кино тут слишком большой бюджет, а для массового может оказаться слишком много мыслей. Так что, наверное, зимний прокат посреди участников наградного сезона для него — оптимальное место.

А у нас, тем временем, продолжают увеличивать рейтинги. Фильм не совсем для детей по глубине и содержанию, а не из-за того, что в нем показывают. За что ему дали рейтинг "18+"? За то, что он показывает, что проблемы сами никуда не исчезают?

Автор: Галина Зеленова

Похожие материалы

  • 16.02.2018, 10:51 "Лёд". Заметки киномана К Зимним Олимпийским играм-2018 в нашей стране у многих сложное отношение. Отечественный кинематограф решил компенсировать эту потерю, как минимум, любителям фигурного катания (и денег на этом "срубить", заодно). Вышло слабо и с точки зрения катания, и с точки зрения кино. А ещё трейлер на это ни разу не намекает, но это (ужасный) мюзикл!
  • 09.02.2018, 10:35 "Пятьдесят оттенков свободы". Заметки киномана Самая частая реакция людей, когда они слышат о выходе этого фильма: "Я думал(а), они уже все давно вышли!" О нет! На экранизацию трех книг уходит, как и положено, три года. То есть, на два года и девять месяцев дольше, чем длились отношения главных героев к началу третьей части!
  • 26.01.2018, 10:56 "Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти". Заметки киномана Заключительная часть трилогии про мальчиков, которые уже давно не бегают в лабиринте, была перенесена на год из-за травмы ведущего актера. И за год столько всего изменилось в киноиндустрии! Вернулись "Звездные войны", сделали новую франшизу по миру Гарри Поттера, старые боевиковые франшизы тихо погрязают в трясине и много чего еще, но главное, молодежные антиутопии совершенно вышли из моды.
  • 24.01.2018, 15:32 "РГ": В Генпрокуратуре оценят фильм "Смерть Сталина" Общественный Совет при Министерстве культуры отправил письмо-обращение Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, объясняющее, почему "прокат фильма с большой вероятностью повлечет угрозу общественному порядку и национальной безопасности".
  • 19.01.2018, 11:04 "Форма воды". Заметки киномана Не все монстры одинаково ужасны. Некоторые из них и вовсе не злые, а просто не знают правил человеческого мира, как создание Франкенштейна из старых фильмов. Или, как Годзилла, они олицетворяют силы природы, которые человечество не замечают. А некоторые и вовсе на лицо ужасные, добрые внутри. И вот по таким монстрам мексиканский режиссер Гильермо дель Торо ("Лабиринт Фавна", "Тихоокеанский рубеж", "Багровый пик") — специалист. За что ему и его новой картине и выдали главный приз Венецианского кинофестиваля, "Золотой глобус" за лучший драматический фильм и еще (пока) пару сотен номинаций на прочие награды.

Новые материалы

Новости партнеров
 Orphus