ФОКУС ГОРОДА 10:42, 29.01.2018

Первая саратовская газета. Эксклюзивные материалы

В последнем январском (29 января) и первом февральском (5 февраля) номерах "Саратовских губернских ведомостей" за 1838 год опубликована обширная "выписка" из "Положения о порядке производства дел в Губернских Правлениях", утверждённого российским императором 3 июня 1837 года. Из неё читатель узнал, в какое отделение и какой стол губернского правления нужно обращаться по тому или иному вопросу.

В январском номере был помещён присланный в редакцию Казанским губернским правлением список объявленных в розыск должников. Среди них, например, Александровская подканцеляристская жена Василиса, которая с 1825 по 1835 гг. задолжала в казну за 5 душ 525 руб. 80 коп. Долг состоял из податей, земской повинности и рекрутского сбора.

Но более пространный список можно прочитать в номере от 12 февраля. Он составлен из информации разных губернских правлений, которые предупреждали, кого нужно опасаться: "О неопределении к государственной службе и о признанных ябедниками". Среди провинностей – злоупотребления по должности, растрата казённых средств, нетрезвое поведение, жестокое наказание крестьянина, приведшее к его смерти, сочинение "ябеднического прошения" и даже участие в мятеже.

Особняком стоят требования Оренбургской пограничной комиссии и Совета Астраханского калмыцкого управления. Первая отвечала за взаимодействие с киргизской, так называемой внутренней, или Букеевской, Ордой, второй – за взаимодействие с калмыками. Они требовали, чтобы их подопечных приглашали для опроса только в том случае, когда их присутствие необходимо для рассмотрения следственных или уголовных дел. По всем другим претензиям следовало обращаться к Хану Джангер Букееву (киргизы), "имеющему право и обязанность доставлять законное удовлетворение", или к улусным попечителям (калмыки), которые обязаны были "по получению о том требования исполнять оные немедленно и отбираемые сведения с своим засвидетельствованием отсылать по принадлежности".

В официальной части обязательно сообщалось о перемещениях чиновников Саратовской губернии по службе и о награждениях их. Так, в начале февраля 1838 года товарищ председателя Саратовской уголовной палаты Прожек получил чин статского советника, а состоящий при Александровской больнице штабс-лекарь Сергачёв – коллежского ассесора.

А приложением к номеру от 12 февраля стало официальное обращение императора Николая I к россиянам с благодарностью за желание внести средства на восстановление Зимнего дворца, большая часть которого сгорела во время пожара 17 декабря 1837 года:

«Пожар, истребивший часть Зимнего Дворца НАШЕГО, был случаем к новым изъявлениям усердия НАШИХ верных подданных. По доходящим до НАС отовсюду сведениям, люди всех состояний ревнуют, каждый по мере средств своих, содействовать добровольными приношениями восстановлению сего здания. Сии приношения не будут нужны; МЫ не принимаем их, но чувства, к ним побуждающие, чувства верноподданической привязанности к НАМ и Престолу, всегда при более или менее важном событии обнаруживающиеся с новою силою, глубоко рогают НАШЕ сердце. МЫ желаем, чтобы сие также повсюду было известно, … и для того ПОВЕЛЕВАЕМ… объявить любезным подданным НАШИМ всех сословий МОНАРШУЮ признательность НАШУ за сии знаки их приверженности. Они НАМ драгоценнее вещественных сокровищ и изящнейших произведений искусства. Мысль о нелицемерной, ни в каких обстоятельствах не пременяющейся НАШИХ верных подданных, облегчает для НАС бремя забот и трудностей правления, ибо в сей любви МЫ видим залог и будущего благоденствия и славы любезного отечества НАШЕГО»
.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-01-29/6354.html