ФОКУС ГОРОДА 11:42, 12.01.2018

"Большая игра". Заметки киномана

Только главная героиня — не политик, журналист или молодая миллиардерша, а голливудская "принцесса покера", как называли ее американские таблоиды. Впрочем, Соркин подает ее историю совсем не так, как можно было ждать от биографии скандально известной персоны.

Молли Блум (Джессика Честейн, "Интерстеллар", "Цель номер один", "Жена смотрителя зоопарка") зовут, как героиню "Улисса" Джеймса Джойса (в фильме про это тоже скажут). Но это ее настоящее имя, и сама она вполне реальна. Она с детства серьезно занималась лыжным спортом и была третьей в США по фристайлу, когда получила тяжелейшую травму. Причем, не первую. О профессиональном спорте и олимпийских играх в Солт-лейк-сити пришлось забыть.

Фото startfilm.ru

Молли собралась поступать на юридический, а перед этим поехала на год погреться и "побыть молодой" в Лос-Анджелес. Но тут ее начальник организовал подпольную игру в покер для знаменитостей и толстосумов. Девушка начала зарабатывать такие деньги на чаевых, что юрфаку пришлось подождать. А когда босс начал вести себя совсем по-свински, Молли организовала свою игру, самую эксклюзивную и дорогую в Голливуде, где кинозвезды и всякие разные мужчины с деньгами просаживали миллионы. Но много ли от этого выиграла Молли?

В фильме очень много покера. Наверное, это интереснее тем, кто в нем разбирается. Но, в принципе, и без знания правил игры все понятно. Потому что "Большая игра" — это прежде всего байопик о впечатляющей женщине и ее сложных отношениях с миром подпольного покера и высоких ставок. Но тут есть и элементы жанра true crime "реальное преступление". То есть, это "Волк с Уолл-стрит", только вместо обаятельного мошенника — порядочная и серьезная девушка, которая берет интеллектом.

Фото startfilm.ru

В картине есть и что-то от фильмов вроде "Ограбление по-американски" или даже "Казино" Скорсезе. Но "Большая игра" не романтизирует преступный или, как минимум, отдающий нелегальностью мир. Она не совсем морализаторствует, но очень четко показывает, что жизнь героини выглядела роскошной и гламурной снаружи. В реальности все было иначе. Игромания, кстати, тут не главная тема, но она проскальзывает.

Молли Блум в этом кино вообще не такая, какой кажется на первый взгляд. Для начала она фантастически порядочна и принципиальна. Настолько порядочна, что у многих это явно вызовет недоверие. Хотя у Соркина получилось прописать в сценарии ситуации, объясняющие ее поведение. А Джессика Честейн играет это так, что никогда не сомневаешься в ее искренности.

Фото startfilm.ru

Трудно сказать, насколько это правда, но в плане сценария "облагораживание" частично оправдано. Главный экшн здесь — игра в покер. Но Молли-то не играет в покер, она только организует. А значит, для зрителя нужно как-то сделать Молли интереснее окружающего ее мира. Потому что (этого в фильме не покажут, но) за ее столом сидели Леонардо Ди Каприо, Бен Аффлек и Тоби Магуайер, не считая множества других людей, не названных в ее книге. Но внимание нужно удержать на ней. Поэтому Соркин делает ее настолько хорошей, насколько может. И даже выдает ей пару защитников-мужчин, которые говорят за нее, — Идриса Эльбу ("Темная башня", "Тор", сериал "Лютер") в роли ее адвоката и Кевина Костнера ("Танцующий с волками", "Телохранитель") в роли отца.

Нужно ли было это? Можно ли было изобразить сложную и неоднозначную женщину, не превращая ее в героиню с большой буквы "Г"? Узнаем, когда до наших кинотеатров доберется "Тоня против всех" с Марго Робби. А пока получилось то, что получилось.

Фото startfilm.ru

Главное, что Джессика Честейн в своей роли очень хороша. Она одновременно ледяная и очень выразительная. За умом, собранностью и патологической волей к победе в ней заметна уязвимость, а может, и надломленность. И все это в фильме обосновано. Достоверный или нет, такой женский портрет в качестве центрального образа картины увидишь нечасто.

Отдельное спасибо режиссеру за то, что происходящее нигде не превратилось в историю любви Молли Блум и какого-нибудь ее важного игрока. Вокруг нее масса мужчин, но главный персонаж всегда она, и в фокусе ее (можно сказать, что) профессиональные достижения, а не личная жизнь.

Доморощенный психоанализ Соркина из уст Кевина Костнера и некоторые другие моменты, странные в кино о сильной женщине, вызывают вопросы. Но это претензии к Соркину-сценаристу. Его дебют в качестве режиссера, тем временем, удался. Он держит хороший ритм и два часа заставляет внимательно следить за действием, построенным на диалогах. Он использует массу стандартных, но уместных приемов, чтобы эти диалоги оживить. Минут 20 с деталями игры в покер можно было бы выкинуть, но, тем не менее, выглядит фильм хорошо.

"Большая игра" — одна из первых ласточек наградного сезона и хорошего взрослого кино, которое он с собой несет. Любителям таких картин, а также фанатам Честейн и Соркина смотреть этот фильм стоит. Главное, не отвлекаться во время сеанса, — этот сценарист знаменит своими диалогами а-ля пулеметные очереди, после которых каждый второй критик обязательно спрашивает себя и окружающих: неужели люди правда говорят с такой скоростью?

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-01-12/6320.html