ФОКУС ГОРОДА 09:55, 19.12.2017

Эксперт: В Саратове ведут себя так, будто они в Тольятти

Григорий Исаакович, расскажите об идее уличных эскалаторов и траволаторов на саратовской набережной.
- Скажем так, внутри нашего инициативного предложения есть одно еще более инициативное предложение. Смысл вот в чем. По проекту генплана вдоль всей набережной сейчас предполагается сделать шоссе. Собственно, под это и убираются промзоны, и отрезаются предприятия от Волги. Ваши архитекторы это обосновывают тем, что дальше у вас там большой жилой район и к нему есть только один путь – по главной улице вдоль Волги, улице Чернышевского. Поэтому они хотят сделать дублирующий путь вдоль набережной. 

Понятная мысль, но есть проблема. Новая дорога вдоль Волги упирается в вашу прекрасную набережную Космонавтов и непосредственно к мосту подойти не может. Чтобы к нему попасть, надо по улице, которая носит чудесное название Бабушкин взвоз, подниматься наверх и потом дальше по маленьким улочками двигаться к мосту. Это означает, что на дублирующей улицу Чернышевского магистрали у вас всегда будет стоять пробка. И она всегда будет вонять. И мне это совершенно не понравилось. Это не соединяет город с рекой.

Конечно, вашим специалистам это тоже понятно. У вас кроме генплана есть проект про транспорт. Там предполагается трамвай, который хотят пустить вдоль линии сегодняшней железной дороги. Если вы знаете, внутри набережной есть железная дорога, которая ведет к ГРЭС. Но трамвай, по действующим нормам, создает зону отчуждения. Получается такая минимально 70-метровая в ширину зона, на которой ничего нет и по которой ходит трамвай. Это много. Все идеи с активной набережной тогда распадаются. Потому что, представьте, этот мост вдоль реки, потом (выше к городу) 70 метров пустоты, а потом начинается какая-то застройка. Это означает, что набережная отчуждается от города и получается один большой пустырь.
Опять же, этот трамвай доезжает до сегодняшнего центра, а дальше ему надо как-то подняться наверх по Бабушкиному взвозу или по предыдущей улице. Ну, то есть он там встает. Я вообще-то очень люблю трамваи, сам бы с удовольствием его туда врисовал, но он не влезает.
Нам кажется, что никакой транспорт на эту набережную "сажать" не надо, все равно нет сквозного проезда через город, мы просто сделаем пробку. Так родилась идея, когда вместо общественного транспорта пускается траволатор , как в аэропорту, такая длинная штука. Есть несколько стран, где я такое видел, прежде всего, в Гонконге. Есть в Испании, в Италии, но там я не ездил, а в Гонконге был, ездил, там траволатор протяженностью уже почти 10 километров, и они все время эти сети развивают.

Насколько это дорого?
- Ну, если учитывать стоимость территорий, которые предполагается "выбросить" под размещение трамвая – 70 метров на 6 километров – это довольно экономное решение. Траволатор: две линии по 70 сантиметров и плексигласовая крыша над ними. Скорость у него порядка 7 километров в час, а если по нему идти, то все 12. У трамвая 15 километров в час - не очень большая разница. И мы хотели пустить его посередине промзоны, на всю ее длину.

Но опять вопрос о погодных условиях Саратова, Вы привели в пример теплые страны и теплые города. А у нас бывает и метель, и лед – все, что угодно.
- Нет, в Италии это довольно холодный город, в горах. А какая разница? Ну естественно, это надо закрыть в такой стеклянный тоннель, но это не очень дорого.

В российских городах аналога нет, правильно я понимаю?
- Да, ничего из того, что я перечислил, не имеет аналогов в российских городах. Я еще раз вам говорю – это инициативный проект, он был направлен на то, чтобы в Саратове была реконструирована промзона. И реконструирована так, как нигде.

Хотя это типовая проблема у нас во всех городах, которые находятся на реках, вся береговая линия занята промзонами и везде вот такой же, как у вас, "нарывающий" кусок города. Больше, правда, не на Волге, а например, в Перми, Красноярске, сибирских городах. Нам было интересно показать, какого качества пространство можно сделать из такой зоны. На примере Саратова. Что-то мы взяли из Лондона, что-то из Лозанны, что-то еще из каких-то мест. Мы берем новые практики и довольно модные, которых в российских городах нет, но они есть в мире. Поэтому нам и интересно это сделать.

Создавая проект, Вы бывали в Саратове? Представляете все это не только на бумаге?
- Уже раз пять, наверное, был. Обошел все эти фабрики, мы знакомились с владельцами, если они были готовы были встречаться. Чаще, конечно, с менеджерами. Да, естественно, мы проводили эту работу, а как еще? Проект, конечно, инициативный, но это не значит, что я просто сидел и мечтал.

Но сесть и нарисовать – это все-таки стоит денег, проекты не рисуют просто так, в воздух, их рисуют с надеждой на реализацию.
- Никаких денег за этот проект мы не получали. У нас большой контракт с Агентством Ипотечного жилого кредитования (АИЖК), там много работ по Саратову, но конкретно этот проект нам не заказывали. КБ "Стрелка" является стратегическим консалтером правительства РФ в области развития городской среды. Три года назад мы поставили такую проблему – набережная. Сейчас мы сделали индекс среды российских городов, и по всем городам абсолютно типовая болезнь, самая плохая среда - это набережная. Нам хотелось понять, как вообще ее делать, какие здесь должны быть принципы.

И набережная Саратова – это первая набережная, для которой Вы предложили инициативный проект?
- Первая, да. Я в личном качестве участвовал в обсуждении программы конкурса по набережной Москвы. Но это был очень масштабный проект и городская администрация его вела по-своему. Мы в итоге даже не стали участвовать в конкурсе, хотя мне хотелось. Других набережных до этого мы не делали.

-В городской администрации Москвы сидят очень большие люди, у них есть возможность спорить со "Стрелкой". А здесь, в Саратове, учитывая, что КБ "Стрелка" , как вы сказали, "главный консалтер" минстроя РФ и АИЖК, сопротивление видится совершенно невозможным. Я, как журналист, вижу, что все, что нам спускается Москвой, в том числе само КБ "Стрелка" и сотрудничество с КБ "Стрелка", воспринимается как обязательное к исполнению.
- Я не сказал "главный", я сказал "стратегический". И это мое видение, не уверен, что правительство согласится с таким определением. Вы, мне кажется, несколько отстали от жизни, потому что так происходило летом, а вот когда мы вам предлагали нашу реконструкцию Привокзальной площади, то были общественные слушания и пять часов споров из-за совершенно крошечного проекта. Там речь шла о двух разворотах и переносе стоянки такси, ну, и подъезда к Макдональдсу (Согласно проекту, должен быть построен рядом со стадионом Локомотив группой компаний "Рим" - Авт.).

Вы имели отношение к проекту реконструкции Привокзальной площади?
- Его делало КБ "Стрелка", я его не вел, но я работаю в КБ. И вот вы представьте, там практически никаких коммерческих интересов. Теперь сравните с проектом набережной: шесть километров протяженность на километр ширины, огромное количество недвижимости. Мы там сохраняем все фабричные постройки, которые кажутся нам важными. Они все превращаются в магазины, рестораны и общественные учреждения. Кроме того, там строится масса жилья. Не так много, как хотелось по генплану, но все равно – примерно триста тысяч метров. Вот это большие коммерческие интересы. Это вам не Привокзальная площадь. И не думаю, что это так легко будет принято.

Вы предполагаете, что Саратов будет активно противодействовать?
- Да вы поймите, что рано об этом говорить. Для начала нужен кто-то кроме меня, кроме КБ "Стрелка", кому это понравится, кто скажет: "Я хочу этот проект". Хорошо, если это скажет губернатор.

Вы же должны понимать, что губернаторы в регионах не самостоятельные фигуры. Может быть, где-то, в других регионах, но в Саратовской области точно нет. Об этом все знают, а Вы продолжаете говорить о его мнении. Кто его спросит?
- Ну я бы спросил. Но для противодействия (как вы сказали) нужно, чтобы сначала было действие. А пока есть только проект. Хороший, мне нравится. Так больше пока никто не делал, это идея самой модной набережной в России на сегодняшний день. Но это же голая идея. 

Понятно, что бенефициарами такого может быть только власть федерального или местного уровня. Бизнесом это не окупается. Это предмет городской гордости, качества городской жизни. То есть должен быть субъект, который отвечает за социум целиком, а не за деньги. Например, губернатор.
Это штука типа Сочинской олимпиады, такая общероссийская достопримечательность. Она и с точки зрения бизнеса хорошо работает, но понятно, что никакой бизнес сам бы не стал такое делать. Это должна быть чья-то воля, очень большая.

Что касается бенефициаров, есть и другие крупные персоны, которые заинтересованы в реализации проектов "Стрелки". Их уровень настолько высок, что Саратов будет иметь во всем этом очень маленькую роль.
- Если кто-то из людей такого уровня скажет: "Хочу", то, да, тогда у нас возникнет история про то, что у жителей никто не спрашивает. Но никто не захотел, так что можете не волноваться. Я ничего плохого не хочу сделать Саратову, но главное, честное слово, у меня таких возможностей нет. Нормальный способ прохождения таких проектов, если мы берем европейский опыт, заключается в том, что его надо широко представлять в городе, обсуждать, менять.

Значит, споры по поводу Привокзальной площади - это нормально?
- Ну как вам сказать… Если сравнивать с европейскими городами – да, это нормальный процесс. Обыденный. Если сравнивать с российскими городами – не нормальный. А что касается "Стрелки", когда мы делали этот проект, у нас была высокая степень взаимопонимания с Саратовом. Поэтому эту идею захотелось воплотить именно в Саратове. Но если все будет так, как по Привокзальной площади, я понимаю, что этот проект через Саратов я не проведу. Я буду десять лет ездить к вам и отбиваться от рассерженных горожан, которые будут говорить: "Где наш пляж? Уберите этих лодочников!". Всегда находятся горожане, которые чем-то недовольны, а если с ними правильно не работать, то провалить можно любую идею. Поэтому тогда лучше поискать другой город. Мы сейчас работаем с четырьмястами городами России. Есть из чего выбирать.

В заключении хотела вам задать философский вопрос. Вы считаете, что такой проект набережной, вообще такие проекты благоустройства, тот указ, который подписал Медведев, деятельность КБ "Стрелка" – это сейчас актуально для России? Вы такой же житель России, как и я, вы видите, что происходит, какой уровень жизни в городах. Вам не кажется, что то противодействие, которое возникает в городах, проистекает от очень большой нищеты этих городов. Поэтому у людей возникает вопрос: "Нужно ли нам это сейчас? Вовремя ли это?".
- Странно, конечно, что вы мне задаете такой вопрос. Ну, я же не управляю государством, правда? И не могу влиять на эти процессы. С точки зрения общего блага, я считаю, что если бы такой проект в Саратове был воплощен, то Саратову стало бы лучше. Даже независимо от того, насколько бедные сейчас люди и будут ли они побогаче. Это же все останется.

Я задаю Вам этот вопрос как журналист – журналисту. Вы же работали журналистом?
- Я журналистом был семь лет назад. В настоящее время я являюсь консалтером, урбанистом, профессором Высшей школы урбанистики, партнером КБ "Стрелка", а в журналах пишу для удовольствия. Правдивость – это ваша задача, я больше про то, чтобы придумать что-нибудь интересное.

Я вообще могу вам сказать, что я много занимался Саратовом и не совсем его понимаю. Вот в каком отношении: у вас город, в котором очень много студентов. И много вузов. По уровню образования - это просто потрясающий город. А по уровню зарплат он чуть ли не в самом низу – 24 тысячи рублей на человека, ну безобразие какое-то. И по гражданской активности такая же история – вообще ничего, болото какое-то. По смыслу, вот такие университетские города должны быть очень креативными и активно развиваться. Но у вас ничего такого нет. Не понимаю в чем тут дело, наверное, надо проводить еще какие-то антропологические исследования. Потому что экономический профиль города не соответствует вашему поведению. Вы ведете себя так, как будто вы Тольятти, город, у которого есть большой завод, на котором все работают. На заводе хорошо – всем хорошо, на заводе плохо – всем плохо. Это индустриальный профиль, моногород. А здесь должно быть все иначе, но почему-то - то же самое.

Вы просто не учитываете, что вместо одного большого завода у нас есть один большой Вячеслав Володин.
- Володин - это не завод. Мне кажется, один человек не может определять судьбу города. Конечно, он серьезный политик. Но город – это большая вещь. При чем тут Володин? Если у города есть какие-то желания, потенциал, мечта, то, чего хотят люди, – это проявится. Но при таком раскладе, как у вас сейчас, либо все эти вузы погибнут и все студенты уедут, либо город все-таки проснется и превратится во что-то другое. Тогда ему, кстати, будет нужна эта набережная. Потому что это, действительно, модное современное пространство. Совершенно отличное от того, что на тысячу верст вокруг.

Это странно звучит, но это так. Когда каждого чиновника города и областной администрации назначают с ведома, с разрешения, с одобрения Володина или разрешения тех, кого он одобрил ранее. Вот так и живет город. Даже если вам в это не верится. Фигура, не одобренная Вячеславом Володиным, не сможет идти дальше по карьерной лестнице ни в вузе, ни в муниципалитете, ни в облправительстве. В Саратове это известно всем, а Вы, значит, не достаточно изучили город.
- Не знаю, это как-то… Остается восхититься Володиным, если даже оппозиционно настроенные люди считают, что он контролирует в городе все вплоть до назначения директора детского сада, не занимая в городе никакой должности. Не понимаю, это странно. Ну, хорошо. Другой страны у нас ведь нет? Надо делать что-то в той, которая есть. Если у вас в городе настолько авторитарное правление, то надо добраться до Володина и убедить его, что это прекрасный проект.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-12-19/6285.html