О появлении на рынке "расстрахователей", готовых избавить клиента банка от навязанной при оформлении кредита страховки, "Коммерсантъ" узнал от банкиров, страховщиков и правозащитниов. Возникновение большого количества подобных компаний связывают с шумихой вокруг кредитных страховок. Она поднялась из-за грядущего увеличения периода охлаждения (в течение которого можно расторгнуть договор страхования и вернуть деньги) и возможного распространения его на договоры коллективного страхования, а также из-за судебных побед заемщиков в спорах об отказах от навязанных страховок с банками.
Эксперты условно разделяют "расстрахователей" на три типа. Первые — обычные юристы, которые за деньги обещают вернуть навязанную при получении кредита страховку, когда речь идет об индивидуальных договорах страхования с еще не истекшим периодом охлаждения. Проблему представляют псевдоспециалисты, которые берутся за возврат страховки в любых, в том числе и безнадежных случаях, например, по договорам коллективного страхования (сейчас законом такая возможность не предусмотрена). Их в свою очередь можно подразделить на две категории — относительно безобидных, тех, кто создает видимость деятельности, заваливая банки пустыми исками и запросами, но ничего не добивается в итоге, и тех, чья цель — получение персональных данных доверчивых клиентов в мошеннических целях. Те, кто собирает персональные данные, для банков угрозы не представляют, а у клиентов банков могут увести средства со счета или набрать займов на их имя.
По словам главы Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, на данный момент никто с этими псевдоюристами не борется, так как доказать незаконность их действий достаточно сложно. В ЦБ пока не получали жалоб на действия "расстрахователей".
Эксперты считают, что отчасти их победить могут силовики, если займутся проблемой.