ФОКУС ГОРОДА 11:36, 12.12.2017

В театре драмы прошла премьера "Трехгрошовой оперы". Зонги, деньги и любовь

Ученики художественного руководителя театра драмы имени И.А. Слонова выпускаются с песнями и танцами в одной из самых знаменитых пьес Бертольда Брехта, где "нищие нищенствуют, воры воруют, а гуляющие гуляют".

Лондон, судя по костюмам, условные 20-е годы прошлого века. Пичем (Константин Тихомиров), владелец фирмы "Друг нищего", выдает попрошайкам таблички и экипировку, забирает за это 50% их доходов и сетует, что люди стали такие черствые! Ничего-то их не пробирает достаточно, чтобы дать денег.

В это время его дочь Полли (Анастасия Парамонова) сбегает и без его согласия выходит замуж за самого известного лондонского бандита Макхита, по кличке Мэкки-нож (Степан Гаю). Папочка в бешенстве и пытается избавиться от зятя с помощью полиции. Но так ли это просто?

Фото Ирины Крайновой, vk.com

Почему немецкий драматург в 1928 году писал про Англию? Потому что сюжет и персонажи оказались универсальными и легко переносятся в другой период, обрастая новыми смыслами и акцентами. Собственно, и сама "Трехгрошовая опера" основана на "Опере нищих" Джона Гэя, которая пародировала английские реалии 1728 года. Но ни за 200, ни за почти 300 лет история и, главное, мир, в котором живут герои, актуальности не потеряли.

В Советском Союзе эту пьесу ставили как иллюстрацию жестокости буржуазного мира, в 90-е она приобрела совершенно другой смысл. Как это смотрится сейчас? Своеобразно. Например, часто пьеса описывается как история любви дочери "короля Нищих" и самого известного бандита в Лондоне. Но у студентов происходящее выглядит гораздо более откровенно и цинично. Ни о каких глубоких и светлых чувствах тут речи не идет. В центре — противостояние Пичема и Макхита. Для жениха брак с Полли — просто удачная (и приятная) сделка. Но Пичем тоже пытается сохранить дочь не как человека, а как "инвестицию".

Невесту, впрочем, оба недооценивают. Полли Анастасии Парамоновой похожа на совсем юную девушку, которая не столько по-настоящему влюблена, сколько ей интересно поиграть в романтику. И у Марины Погорельцевой она именно играет. Когда дело доходит до бизнеса, управлять бандой ей куда интереснее. Она отлично знает, что делает, и "влюбленную дурочку" изображает исключительно, чтобы не раздражать супруга.

Фото из группы СаТИ, vk.com

Вопрос о великой любви самого Мэкки-ножа к Полли, которая якобы его погубила, в этой версии вообще не стоит. Женитьба для него не повод перестать ходить к проституткам, и именно это его в итоге и губит.

Рассуждения, что, мол, виновата система, тут тоже мало уместны. Герой Степана Гаю не страдает от "робингудства", он расчетливый и безжалостный бизнесмен, а до виселицы его доводит ощущение собственной неприкосновенности из-за дружбы с шефом полиции. В систему-то он как раз вписывается отлично, поэтому финальные выступления Мэкки-ножа против банкиров, которые хуже бандитов, звучат несколько лицемерно. В этом спектакле бандиты действительно могли бы стать банкирами, если бы не наступали второй раз на одни и те же грабли.

Единственная, в ком проглядывает трагичность, — это Дженни-малина в исполнении Мадины Дубаевой. Она так проникновенно исполняет "Балладу сутенера", что кажется, что она делает то, что ей положено по сюжету, не из холодного расчета, а от безысходности и, возможно, затаенной обиды.

К слову о балладах! Кажется, в спектакле использованы все зонги, сколько их есть в пьесе. Поэтому спектакль длинный, на три часа с одним антрактом.

Фото Ирины Крайновой, vk.com

Пьеса подходит для этого курса не только из-за большого количества персонажей, но и потому что ребята подобрались музыкальные. Музыка Курта Вайля позволяет сделать практически мюзикл (а хореография Алексея Зыкова нет-нет, да и напомнит неуловимо о "Чикаго"), так что студенты с упоением поют и танцуют. Делают они это хорошо, хотя громкость фонограммы им иногда мешает.

Костюмы Юрия Наместникова смотрятся здорово, а многоуровневые декорации добавляют динамики.

Насколько студенты при этом упиваются изображением лондонского дна — вопрос серьезный. Рейтинг "16+" ими заслужен, и до некоторой степени, им это, конечно, нравится. Особенно тем ребятам, которым не досталось больших и хорошо прописанных ролей. Студентам- старшекурсникам не всегда удается передать все оттенки иронии, доходящей до сарказма. И всегда ли они понимают, что пародируют?

Тем не менее, социальной критики тут хватает. Особенно хорошо заметно, что воры, проститутки и полиция сделаны из одного теста, когда их играют люди одного возраста. Дружба главного бандита с шефом лондонской полиции (Андрей Горюнов) тоже выглядит вполне правдоподобно.

Высмеивать коррупцию, нищету и криминал в принципе гораздо проще, когда ты молодой, дерзкий и тебе нечего терять. Так что в некоторых номерах у них проскальзывает вся положенная злость и горечь людей, которые понимают, что и в XXI веке пьеса про воров, проституток и отбросы общества ни грамма не устарела.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-12-12/6263.html