ФОКУС ГОРОДА 11:15, 10.11.2017

"Убийство в Восточном экспрессе". Заметки киномана

Пуаро (Кеннет Брана, "Джек Райан. Теория хаоса", "Много шума из ничего", человек, простите, актер и режиссер) раскрыл преступление в Иерусалиме и тооооолько хотел поехать в отпуск, как его вызывают для следующего расследования в Лондон. А добираться туда удобнее всего на Восточном экспрессе. Вот только внезапно посреди зимы вагон первого класса оказывается полностью забит, поезд сходит с рельсов в горах Югославии из-за лавины, а в одном из купе находят хладный труп персонажа Джонни Деппа ("Пираты Карибского моря" 1-5). Его мог убить только кто-то из пассажиров этого самого вагона "Стамбул- Кале". И Пуаро нужно выяснить, кто это сделал, до того, как поезд вновь начнет движение по маршруту.

Интересно, что название этого романа на слуху, но до этого он экранизировался для кино (!) всего два раза. И именно как детектив новый фильм не очень силен. Особенно, если вы видели предыдущие экранизации. Но подобные картины по произведениям Агаты Кристи держатся не столько на сюжете, сколько на звездах, которые его разыгрывают. (И это проблема не Агаты Кристи, конечно, а адаптации литературы для большого экрана). Тут и Дэйзи Ридли ("Звездные войны: Пробуждение силы") в роли гувернантки, и Пенелопа Крус ("Вики Кристина Барселона", "Возвращение") в роли религиозной фанатички, Уиллем Дефо ("Виноваты звезды", "Антихрист") в роли австрийского профессора, Джуди Дэнч ("007: Координаты Скайфол", "Влюбленный Шекспир", "Виктория и Абдул") в роли русской княгини, Джош Гад (из "Красавицы и чудовища", "Собачья жизнь") в качестве секретаря покойного, и список можно продолжать. Даже русский танцор балета Сергей Полунин есть!

Фото kino-teatr.ru

У всех с легкостью крадет шоу Мишель Пфайффер ("мама!", "Лицо со шрамом", "Бэтмен возвращается"). Ну, когда у нее есть шанс. Ведь Брана и его главный герой постоянно тянут одеяло на себя. А таким усам, какие прилепили прославленному бельгийскому сыщику в этом фильме, нужно много экранного места! Они словно созданы с помощью компьютерной графики, такие они... выдающиеся. Это точно не привычный Эркюль Пуаро в исполнении Дэвида Суше. Герой Браны больше напоминает Шерлока Холмса в исполнении Бенедикта Камбербетча. Он выдает тонны дедукции (на самом деле, это индукция, но не суть), у него заметное обсессивно-компульсивное расстройство, но и в чувстве юмора и обаянии ему не откажешь. Он эксцентричный донельзя, но при это самый "живой" среди героев (потому что сценарий позволяет). И, главное, он гораздо менее пафосен, чем можно было ожидать от шекспировского актера и режиссера Кеннета Браны.

Фото kino-teatr.ru

Как режиссер Брана всегда знает, что он делает. Это и достоинство, и недостаток — он ставит крепко и качественно (а тут еще и с размахом, и с отдельными сложными элементами операторской работы), но с живостью и искренностью у него проблемы. Плюс, он любит клише, которые работают, но настолько очевидны, что иного зрителя могут "выбить" из повествования. Например, семья жертвы в воспоминаниях смотрит кинохронику на проекторе. И он не Сидни Люмет, который считался мастером работы в закрытом пространстве и поставил "Убийство в Восточном экспрессе" 1974 года. Хотя это он старается компенсировать, выводя героев в любое доступное открытое пространство когда только можно.

Фото kino-teatr.ru

Сюжет, впрочем, остался в целости и сохранности. Поменялись лишь некоторые персонажи, и их стало на одного меньше. Хозяин железно-дорожной компании превратился в молодого начальника поезда, богатого сынка хозяина, которого таким образом пристроили. Доктор слился с военным и стал афро-американцем, что придает остроты его развивающимся отношениям с гувернанткой. Религиозная фанатичка из шведки стала испанкой. (Хотя, видимо, ее стоит считать латиноамериканкой, просто играет ее испанка Пенелопа Крус). В сюжете есть и еще один латиноамериканец. И тот факт, что его или афро-американца обвинят в преступлении просто из-за их расовой и национальной принадлежности, озвучивают в кадре и даже используют в качестве мотивации найти убийцу для Пуаро.

Фото kino-teatr.ru

Но Кристи не всегда смотрится хорошо на экране, если ее переносить слово в слово. Начало истории получается бодрое и почти веселое, но как только преступление обрастает деталями и наружу вылезает другая трагедия, скрытая под убийством, ритм замедляется. Становится несмешно, но глубокое и подлинное сочувствие на этом месте проснется далеко не у всех (не путать с автоматическим откликом в духе "птичку жалко" и "какой кошмар"). Брана не очень хорошо делает трогающие за живое сцены и саспес, а персонажи-то больше типажи, чем люди. В итоге, там где зритель должен был сидеть на краю сиденья от волнения, многие будут просто ждать разгадки. И актеры всё не спасут. Особенно, с учетом того, что работы некоторых из них идут как-то вразрез с общей линией. Словом, такой кучи номинаций на блестящие металлоизделия, как у версии Сидни Люмета, можно не ждать.

По крайней мере, фильм всегда красивый, а иногда и весьма зрелищный. И, разумеется, он выглядит дороже привычного сериала с Дэвидом Суше. Тут бюджет, как у скромного супергеройского фильма, и картинка выглядит на эти деньги. Оператор упивается изображением гламура былых времен в духе "Аббатства Даунтон". Это 30-е, а не 20-е, но ох, какой же у них роскошный Восточный экспресс! (Плачь, РЖД, плачь!)

Это к вопросу о том, зачем смотреть подобное на большом экране: ради визуального наслаждения! И еще чтобы посмотреть на любимых актеров и поддержать разнообразие в кинематографе. Потому что новый Пуаро явно хочет быть заделом под франшизу, а такая франшиза в 2017-м — это действительно необычно.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-11-10/6191.html