Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Президент областной академии шахмат Артур Муромцев: Преподавать игру в школе сможет не каждый учитель

  • 11:12, 25 октября 2017
  • Комментариев[9]
Остап Бендер обещал, что шахматная мысль превратится в прикладную науку. Неизвестно, прав ли он был, но пока шахматы собираются ввести в школьную программу младших классов. Разбираем основные вопросы, связанные с нововведением и пытаемся понять, готов ли к нему Саратов.
Президент областной академии шахмат Артур Муромцев: Преподавать игру в школе сможет не каждый учитель Фото 1tulatv.ru

Информационный повод
10 октября министр образования России Ольга Васильева заявила в Совете Федерации о том, что шахматы будут введены в обязательную школьную программу с 1 по 4 класс в ближайшие два года. Объем занятий составит 1 час в неделю.

Что это дает детям?
Министр считает, что введение этого предмета положительно скажется на качестве образования и успеваемости учеников. Министр добавила также, что любой из учителей сможет научить ребенка играть в шахматы.

Играют ли в шахматы в российских школах?
Шахматные кружки, по словам Васильевой, существуют в школах 70 регионов страны, и занимается в них 742 тысячи человек. Всего в стране на начало текущего учебного года примерно 15 с половиной миллионов школьников, так что шахматами занимается немного меньше 5% из них. При этом как региональный или школьный компонент программы шахматы преподаются с 1994 года. В 1995 году по указу президента Калмыкии, избранного в тот же год президентом Международной Шахматной Федерации (FIDE), Кирсана Илюмжинова шахматы стали обязательным школьным предметом в республике. С 1998 по 2014 год издавались учебники курса "Шахматы – школе" авторства Игоря Сухина. В 2000 году министерство образования республики Саха (Якутия) издало специальный приказ о внедрении уроков шахмат в местных школах. В 2008 году в Челябинске большинство школ выбрали уроки шахмат из набора интеллектуальных игр.

В Ростовской области урок шахмат введен с 1 сентября 2011 года.

С середины 2000-х вопросом занялись и на федеральном уровне. В 2004 году появился приказ министерства образования страны "О развитии шахматного образования в системе образования РФ". В 2007 году президент после встречи с Кирсаном Илюмжиновым поручил министру образования Андрею Фурсенко изучить опыт преподавания шахмат в разных странах с последующей возможностью применения в России. В 2009 году после принятия Федеральных государственных образовательных стандартов для начальной школы шахматы стали преподаваться как школьный компонент в первой половине дня, а как внеурочный - во второй.

Фотобанк СарБК

Есть ли что-то подобное за рубежом?
Первой страной в мире ввела шахматы в обязательную школьную программу со второго по четвертый классы Армения в 2011 году. На следующий год Европарламент принял декларацию проекта "Шахматы – школе". Это совместный проект Европейского шахматного союза и Европейского фонда Каспарова. "Это исторический успех для европейских шахмат. 13 марта 2012 года останется в истории днем, когда игра в шахматы поднялась на более высокий уровень признания обществом - не только как спорт, но и как часть системы образования в современном мире", - прокомментировал президент ЕШС Сильвио Данаилов.

Сейчас шахматы являются частью школьной программы в Азербайджане, Венгрии, Испании, Польше, Турции и других странах мира.

При этом исследования, которые доказывали бы прямую связь между занятиями шахматами и ростом успеваемости учеников если и существуют, то подвергаются критике. Возможно, такие исследования еще появятся, и в них для сравнения будут участвовать дети, которые занимались другими дисциплинами, влияющими на успеваемость.

Баден-Баден, фотобанк СарБК

Проект + фонд + поддержка = новый школьный предмет?
Несмотря на то, что мировые исследования в эффективности шахмат до конца не убеждают, в ней искренне убежден президент FIDE. В 2015 году Илюмжинов заявил:

«Введение программы "Шахматы в школе" повышает дисциплинированность и успеваемость. Программа направлена на будущее, на интеллектуальное развитие наших детей. Она предполагает внедрение шахмат как обязательного предмета в общеобразовательных школах. После введения шахмат в школах Калмыкии успеваемость повысилась на 40%»
". В 2015 году был официально зарегистрирован фонд "Шахматы в школе" под руководством Никиты Кима. Фонд реализует одноименную образовательную программу при поддержке президента FIDE, а также фонда "Система" и ставит одной из задач всеобщее обучение шахматам в младших классах. Есть сверхзадача и у руководителя мировых шахмат - довести число играющих на планете к 2020 году до 1 миллиарда человек. Количество игроков на планете, конечно, подсчитать сложно, по некоторым исследованиям в 2012-2015 гг. их было 605 – 650 миллионов.

Видимо, это число возрастет как минимум на несколько миллионов и за счет российских школьников. Идея введения шахмат в школьную программу получила поддержку на самом высоком уровне. Во время визита на чемпионат мира по шахматам, проходивщий в Сочи с 16 марта по 7 апреля 2015 года, премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение министерству образования и науки России изучить и поддержать эту образовательную инициативу. В 2016 году Кирсан Илюмжннов обсуждал ее уже с министром образования страны и, очевидно, сумел убедить Ольгу Васильеву в необходимости такого шага, а также в 40%-ном росте успеваемости учеников, поскольку министр практически повторила эту цифру в августовском интервью "Известиям":

«Кроме того, я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка.»
 

Где и как реализуется проект сейчас?
По информации, размещенной на официальном сайте фонда "Шахматы в школе" на данный момент в проекте участвует 7 регионов страны: Москва, Калужская область, Ленинградская область и Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) присоединились к проекту централизованно, также в нем участвуют школы Липецкой области, Чувашии и Якутии. Общее число школ, задействованных в проекте, не указано, однако отмечено, что в Москве в проект вошла 251 школа. Также на сайте можно узнать, что повышение квалификации для проекта прошли 1985 учителей. Повышение квалификации московские учителя проходили на базе Московского института открытого образования, в Югре "ресурсным центром" проекта стала шахматная академия.

Фото pozdravimov.ru

В сентябре прошлого года в Москве прошла презентация учебно-методического комплекса "Шахматы в школе", созданного фондом совместно с издательством "Просвещение". Во время презентации глава фонда "Шахматы в школе" Никита Ким отметил:

«Мы не ставим программной целью подготовку профессиональных шахматистов, но учим детей играть в шахматы с целью развития уникальных качеств их личностей. Мы хотим, чтобы они научились сначала думать, потом делать, хотим, чтобы они умели принимать решения и нести за них ответственность. Мы хотим, чтобы они просчитывали свои поступки хотя бы на десять шагов вперед - всему этому учит игра в шахматы»
.

Координатор проекта Марат Балгабаев считает, что "именно учителя начальных классов смогут лучше всего преподать те ценности и качества, которые можно взять от шахмат" То есть, создатели проекта, так же как и глава отечественного образования полагают, что с преподаванием шахмат в школе вполне справится учитель начальных классов.

Судя по всему, вести обучение предполагается по презентованному УМК. Комплекс рассчитан на 4 года (1 - 4 класс). Общий объем его составляет 135 часов (33 часа в первом и по 34 во втором-четвертом классах). Комплекс состоит из учебного пособия, методических рекомендаций для учителя, рабочей тетради ученика и электронной версии учебника.

УМК поступил в продажу в октябре 2016 г. По информации сайта издательства "Просвещение" сейчас купить пособия из комплекса можно по цене 550-700 руб. (комплект на год). Заказать его можно и связавшись с фондом "Шахматы в школе".

Фотобанк СарБК

Перспективы для Саратова
Вероятно, распространение шахмат в качестве учебного предмета будет напрямую связано с расширением географии проекта "Шахматы в школе". И, если сопоставить это со словами министра образования, до масштабов страны проект должен вырасти за два года. В Саратове была и есть возможность заниматься шахматами при желании - существует, например, городской шахматный клуб, шахматная академия, во многих школах есть секции и кружки. Когда же проект "Шахматы в школе" дойдет и до нашей области, какому-то учебному центру придется стать "ресурсным" и взять на себя работу по повышению квалификации педагогов. Ведь только в одном Саратове больше сотни общеобразовательных школ. Нужны будут средства на закупку учебников и оборудования. Эти средства придется где-то изыскивать. Пока же у региона есть возможность "взгляда со стороны" и изучения опыта тех, к кому шахматы в школы уже "пришли" в качестве обязательного предмета.

Пока же мы обсудили инициативу с Артуром Муромцевым - президентом областной шахматной федерации и областной академии шахмат, тренером высшей категории, мастером FIDE.

«Мне данная идея не совсем понятна. Думаю. что шахматы вполне могут быть уроком в расписании, но уроком по выбору, факультативом»
, – считает Муромцев.

В то же время положительное влияние таких занятий на успеваемость руководитель областных шахмат признает: "То, что шахматы улучшают успеваемость – это точно. Игра воспитывает в ребенке дисциплинированность, развивает мышление".

А вот с утверждением министра о том, что преподавание шахмат будет простой задачей он не согласен:

«Васильева, сказала, что преподавать шахматы сможет любой. Могу сказать по собственному тренерскому опыту - это не так. Наставник должен понимать игру, должен знать, как объяснить ее ученику. А это невозможно сделать, просто открыв методическое пособие и пройдя курсы повышения квалификации. Чтобы преподавать нужен хотя бы обладатель II-ого разряда по шахматам, то есть - взрослый человек, который ими специально занимался»
.

Именно проблему нехватки кадров Артур Муромцев считает главным препятствием в полноценной реализации проекта в области. И этим проблемы не ограничиваются: "Мы, сами стараемся вести переговоры со школами, чтобы вводить шахматы в виде кружков, но даже такую форму занятий стремятся организовывать далеко не все. У многих школ нет либо желания, либо подходящих документов, позволяющих открыть кружок. Если будет введена программа, сложно даже сказать, найдётся ли в области столько готовых преподавать шахматистов. Но появится задача, будем её решать".

Несмотря на обозначенные сложности, руководитель областной шахматной федерации относится к инициативе положительно: "В целом я за то, чтобы шахматы вошли в школьную программу, но именно как факультатив".

Еще один важный вопрос – интересен ли будет новый предмет маленьким саратовцам? Из десятка школьников 8-11 лет, которых автор спросил, интересны ли им шахматы как урок, все к немалому удивлению ответили "да". Больше того - только один из них признался, что совсем не умеет играть в шахматы. А еще один задал совсем неожиданный вопрос: "А занятия будут платными?"

Конечно, по этому импровизированному опросу трудно судить о будущем интересе саратовских школьников к новому предмету. Может быть, кому-то действительно станет интересно, и урок приведет в шахматную секцию, может быть, он будет таким, как музыка или рисование - все посещают, потому, что за это ставят отметки, не все становятся художниками и музыкантами, но кому-то нравится. А может быть инициатива и вовсе вызовет отторжение у детей и родителей. И причины этого отторжения могут быть самые разные. Судьбу шахмат в школе, очевидно, определит время. И торопиться с этим не стоит - все-таки речь не о матче за "шахматную корону".      

Автор: Сергей Алдаркин

Новые материалы

  • 08.12.2017, 11:42 "Очень плохие мамочки 2". Заметки киномана Несмотря на название от порно, которое, скорее всего, вызывает из глубин вашей памяти худшие американские комедии, первые "Очень плохие мамочки" были весьма недурственным фильмом. Собственно, в прошлом году они собрали в Штатах 110 млн. долларов — довольно большая сумма для комедии. Это был явный хит. "Мамочки" были рассчитаны на вполне определенную аудиторию — женщин в районе 30 (± 5) лет, желательно с детьми. Подобные комедии лучше зарабатывают на своей родине, потому что реалии жизни и материнства у нас выглядят по-другому. Но кино неуловимо напоминало бесконечные подростковые комедии 90-х-2000-х, на которых выросло соответствующее поколение. Следовательно оно понравилось гораздо большему кругу людей, чем можно было ожидать.
  • 08.12.2017, 10:56 СМИ: Минздрав предлагает маркировать "здоровые" продукты Минздрав предлагает разделить продукты питания на "здоровые" и те, которые негативно влияют на человеческий организм. Первую группу продуктов планируется обозначать специальной эмблемой.
Новости партнеров
 Orphus