Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Президент областной академии шахмат Артур Муромцев: Преподавать игру в школе сможет не каждый учитель

  • 11:12, 25 октября 2017
  • Комментариев[9]
Остап Бендер обещал, что шахматная мысль превратится в прикладную науку. Неизвестно, прав ли он был, но пока шахматы собираются ввести в школьную программу младших классов. Разбираем основные вопросы, связанные с нововведением и пытаемся понять, готов ли к нему Саратов.
Президент областной академии шахмат Артур Муромцев: Преподавать игру в школе сможет не каждый учитель Фото 1tulatv.ru

Информационный повод
10 октября министр образования России Ольга Васильева заявила в Совете Федерации о том, что шахматы будут введены в обязательную школьную программу с 1 по 4 класс в ближайшие два года. Объем занятий составит 1 час в неделю.

Что это дает детям?
Министр считает, что введение этого предмета положительно скажется на качестве образования и успеваемости учеников. Министр добавила также, что любой из учителей сможет научить ребенка играть в шахматы.

Играют ли в шахматы в российских школах?
Шахматные кружки, по словам Васильевой, существуют в школах 70 регионов страны, и занимается в них 742 тысячи человек. Всего в стране на начало текущего учебного года примерно 15 с половиной миллионов школьников, так что шахматами занимается немного меньше 5% из них. При этом как региональный или школьный компонент программы шахматы преподаются с 1994 года. В 1995 году по указу президента Калмыкии, избранного в тот же год президентом Международной Шахматной Федерации (FIDE), Кирсана Илюмжинова шахматы стали обязательным школьным предметом в республике. С 1998 по 2014 год издавались учебники курса "Шахматы – школе" авторства Игоря Сухина. В 2000 году министерство образования республики Саха (Якутия) издало специальный приказ о внедрении уроков шахмат в местных школах. В 2008 году в Челябинске большинство школ выбрали уроки шахмат из набора интеллектуальных игр.

В Ростовской области урок шахмат введен с 1 сентября 2011 года.

С середины 2000-х вопросом занялись и на федеральном уровне. В 2004 году появился приказ министерства образования страны "О развитии шахматного образования в системе образования РФ". В 2007 году президент после встречи с Кирсаном Илюмжиновым поручил министру образования Андрею Фурсенко изучить опыт преподавания шахмат в разных странах с последующей возможностью применения в России. В 2009 году после принятия Федеральных государственных образовательных стандартов для начальной школы шахматы стали преподаваться как школьный компонент в первой половине дня, а как внеурочный - во второй.

Фотобанк СарБК

Есть ли что-то подобное за рубежом?
Первой страной в мире ввела шахматы в обязательную школьную программу со второго по четвертый классы Армения в 2011 году. На следующий год Европарламент принял декларацию проекта "Шахматы – школе". Это совместный проект Европейского шахматного союза и Европейского фонда Каспарова. "Это исторический успех для европейских шахмат. 13 марта 2012 года останется в истории днем, когда игра в шахматы поднялась на более высокий уровень признания обществом - не только как спорт, но и как часть системы образования в современном мире", - прокомментировал президент ЕШС Сильвио Данаилов.

Сейчас шахматы являются частью школьной программы в Азербайджане, Венгрии, Испании, Польше, Турции и других странах мира.

При этом исследования, которые доказывали бы прямую связь между занятиями шахматами и ростом успеваемости учеников если и существуют, то подвергаются критике. Возможно, такие исследования еще появятся, и в них для сравнения будут участвовать дети, которые занимались другими дисциплинами, влияющими на успеваемость.

Баден-Баден, фотобанк СарБК

Проект + фонд + поддержка = новый школьный предмет?
Несмотря на то, что мировые исследования в эффективности шахмат до конца не убеждают, в ней искренне убежден президент FIDE. В 2015 году Илюмжинов заявил:

«Введение программы "Шахматы в школе" повышает дисциплинированность и успеваемость. Программа направлена на будущее, на интеллектуальное развитие наших детей. Она предполагает внедрение шахмат как обязательного предмета в общеобразовательных школах. После введения шахмат в школах Калмыкии успеваемость повысилась на 40%»
". В 2015 году был официально зарегистрирован фонд "Шахматы в школе" под руководством Никиты Кима. Фонд реализует одноименную образовательную программу при поддержке президента FIDE, а также фонда "Система" и ставит одной из задач всеобщее обучение шахматам в младших классах. Есть сверхзадача и у руководителя мировых шахмат - довести число играющих на планете к 2020 году до 1 миллиарда человек. Количество игроков на планете, конечно, подсчитать сложно, по некоторым исследованиям в 2012-2015 гг. их было 605 – 650 миллионов.

Видимо, это число возрастет как минимум на несколько миллионов и за счет российских школьников. Идея введения шахмат в школьную программу получила поддержку на самом высоком уровне. Во время визита на чемпионат мира по шахматам, проходивщий в Сочи с 16 марта по 7 апреля 2015 года, премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение министерству образования и науки России изучить и поддержать эту образовательную инициативу. В 2016 году Кирсан Илюмжннов обсуждал ее уже с министром образования страны и, очевидно, сумел убедить Ольгу Васильеву в необходимости такого шага, а также в 40%-ном росте успеваемости учеников, поскольку министр практически повторила эту цифру в августовском интервью "Известиям":

«Кроме того, я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35–40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка.»
 

Где и как реализуется проект сейчас?
По информации, размещенной на официальном сайте фонда "Шахматы в школе" на данный момент в проекте участвует 7 регионов страны: Москва, Калужская область, Ленинградская область и Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) присоединились к проекту централизованно, также в нем участвуют школы Липецкой области, Чувашии и Якутии. Общее число школ, задействованных в проекте, не указано, однако отмечено, что в Москве в проект вошла 251 школа. Также на сайте можно узнать, что повышение квалификации для проекта прошли 1985 учителей. Повышение квалификации московские учителя проходили на базе Московского института открытого образования, в Югре "ресурсным центром" проекта стала шахматная академия.

Фото pozdravimov.ru

В сентябре прошлого года в Москве прошла презентация учебно-методического комплекса "Шахматы в школе", созданного фондом совместно с издательством "Просвещение". Во время презентации глава фонда "Шахматы в школе" Никита Ким отметил:

«Мы не ставим программной целью подготовку профессиональных шахматистов, но учим детей играть в шахматы с целью развития уникальных качеств их личностей. Мы хотим, чтобы они научились сначала думать, потом делать, хотим, чтобы они умели принимать решения и нести за них ответственность. Мы хотим, чтобы они просчитывали свои поступки хотя бы на десять шагов вперед - всему этому учит игра в шахматы»
.

Координатор проекта Марат Балгабаев считает, что "именно учителя начальных классов смогут лучше всего преподать те ценности и качества, которые можно взять от шахмат" То есть, создатели проекта, так же как и глава отечественного образования полагают, что с преподаванием шахмат в школе вполне справится учитель начальных классов.

Судя по всему, вести обучение предполагается по презентованному УМК. Комплекс рассчитан на 4 года (1 - 4 класс). Общий объем его составляет 135 часов (33 часа в первом и по 34 во втором-четвертом классах). Комплекс состоит из учебного пособия, методических рекомендаций для учителя, рабочей тетради ученика и электронной версии учебника.

УМК поступил в продажу в октябре 2016 г. По информации сайта издательства "Просвещение" сейчас купить пособия из комплекса можно по цене 550-700 руб. (комплект на год). Заказать его можно и связавшись с фондом "Шахматы в школе".

Фотобанк СарБК

Перспективы для Саратова
Вероятно, распространение шахмат в качестве учебного предмета будет напрямую связано с расширением географии проекта "Шахматы в школе". И, если сопоставить это со словами министра образования, до масштабов страны проект должен вырасти за два года. В Саратове была и есть возможность заниматься шахматами при желании - существует, например, городской шахматный клуб, шахматная академия, во многих школах есть секции и кружки. Когда же проект "Шахматы в школе" дойдет и до нашей области, какому-то учебному центру придется стать "ресурсным" и взять на себя работу по повышению квалификации педагогов. Ведь только в одном Саратове больше сотни общеобразовательных школ. Нужны будут средства на закупку учебников и оборудования. Эти средства придется где-то изыскивать. Пока же у региона есть возможность "взгляда со стороны" и изучения опыта тех, к кому шахматы в школы уже "пришли" в качестве обязательного предмета.

Пока же мы обсудили инициативу с Артуром Муромцевым - президентом областной шахматной федерации и областной академии шахмат, тренером высшей категории, мастером FIDE.

«Мне данная идея не совсем понятна. Думаю. что шахматы вполне могут быть уроком в расписании, но уроком по выбору, факультативом»
, – считает Муромцев.

В то же время положительное влияние таких занятий на успеваемость руководитель областных шахмат признает: "То, что шахматы улучшают успеваемость – это точно. Игра воспитывает в ребенке дисциплинированность, развивает мышление".

А вот с утверждением министра о том, что преподавание шахмат будет простой задачей он не согласен:

«Васильева, сказала, что преподавать шахматы сможет любой. Могу сказать по собственному тренерскому опыту - это не так. Наставник должен понимать игру, должен знать, как объяснить ее ученику. А это невозможно сделать, просто открыв методическое пособие и пройдя курсы повышения квалификации. Чтобы преподавать нужен хотя бы обладатель II-ого разряда по шахматам, то есть - взрослый человек, который ими специально занимался»
.

Именно проблему нехватки кадров Артур Муромцев считает главным препятствием в полноценной реализации проекта в области. И этим проблемы не ограничиваются: "Мы, сами стараемся вести переговоры со школами, чтобы вводить шахматы в виде кружков, но даже такую форму занятий стремятся организовывать далеко не все. У многих школ нет либо желания, либо подходящих документов, позволяющих открыть кружок. Если будет введена программа, сложно даже сказать, найдётся ли в области столько готовых преподавать шахматистов. Но появится задача, будем её решать".

Несмотря на обозначенные сложности, руководитель областной шахматной федерации относится к инициативе положительно: "В целом я за то, чтобы шахматы вошли в школьную программу, но именно как факультатив".

Еще один важный вопрос – интересен ли будет новый предмет маленьким саратовцам? Из десятка школьников 8-11 лет, которых автор спросил, интересны ли им шахматы как урок, все к немалому удивлению ответили "да". Больше того - только один из них признался, что совсем не умеет играть в шахматы. А еще один задал совсем неожиданный вопрос: "А занятия будут платными?"

Конечно, по этому импровизированному опросу трудно судить о будущем интересе саратовских школьников к новому предмету. Может быть, кому-то действительно станет интересно, и урок приведет в шахматную секцию, может быть, он будет таким, как музыка или рисование - все посещают, потому, что за это ставят отметки, не все становятся художниками и музыкантами, но кому-то нравится. А может быть инициатива и вовсе вызовет отторжение у детей и родителей. И причины этого отторжения могут быть самые разные. Судьбу шахмат в школе, очевидно, определит время. И торопиться с этим не стоит - все-таки речь не о матче за "шахматную корону".      

Автор: Сергей Алдаркин

Новые материалы

Новости партнеров
 Orphus