Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

ВШЭ: Бюджетная политика РФ приближает страну к "третьему миру"

  • 11:42, 5 октября 2017
  • Комментариев[12]
В ближайшие годы расходы федерального бюджета сократятся, при этом их структура будет заморожена – основные траты пойдут на управление, силовой блок и социальную политику, а образование и здравоохранение останутся недофинансироваными. Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ предупреждают, что такая бюджетная политика не способствует снятию барьеров для роста экономики, отдаляет Россию от развитых стран и приближает к "третьему миру" .
ВШЭ: Бюджетная политика РФ приближает страну к "третьему миру" Фото oblast45.ru

Из содержания проекта бюджета и основных направлений бюджетной политики следует, что основным вектором бюджетной политики в 2018–2020 гг. будет завершение процесса бюджетной консолидации, которое приведет к сокращению объема расходов федерального бюджета с 16,9 трлн руб. в 2017 году до 16,5 трлн руб. в 2018 г. и 16,4 трлн руб. в 2019 г.

Согласно расчетам Минфина, возможности для увеличения расходов федерального бюджета в номинальном выражении появятся не раньше 2020 года. Об этом говорится в последнем бюллетене "Комментарии о государстве и бизнесе", который готовит институт "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Планы на период после 2018 года еще могут поменяться, а вот следующий год в основных параметрах уже вряд ли изменится. Сокращение расходов в 2017 году в основном связанно со снижением цен на нефть. Если в основе бюджета текущего года средняя цена нефти — $49,9 за баррель, то, согласно прогнозу, заложенному в проект бюджета-2018, стоимость барреля под давлением роста добычи нефти снизится в среднем до $43,8 за баррель.

За счет чего Минфин планирует покрыть разницу в доходах? Под нож обычно идут социальные статьи. Формально, урезания расходов на самую чувствительную для граждан часть — здравоохранение – вроде бы, не планируется. Как следует из проекта бюджета, запланирован даже символический рост расходов по статье здравоохранение – с 452,5 млрд руб. в 2017 году до 453,7 млрд рублей в 2018-м.

Однако, по расчетам экспертов Центра развития НИУ ВШЭ, расходы на здравоохранение с учетом инфляции не только не вырастут, но даже сократятся – на 4%.

Не намного лучше выглядит и ситуация с расходами на образование. На 2018-й год в текущих ценах планируется их рост с 630 млрд до 648 млрд руб., то есть на 2,9%. Но с учетом инфляции эти расходы сократятся на 1%, подсчитал эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.

«Если же сравнивать эти 648 млрд рублей, запланированных на 2018 год, с 2012-м, самым благополучным посткризисным годом, то расходы на образование упадут на треть»
, — говорит Чернявский.

Не стоит забывать, что расходы на образование и здравоохранение – это производительные расходы. Они напрямую влияют на человеческий капитал, иными словами, эти расходы в среднесрочной перспективе способны конвертироваться в экономический рост, добавляет Чернявский.

По мнению экспертов, изменения в структуре расходов бюджетной системы в России шли в направлении, противоположном ее движению в странах-членах ОЭСР.

В период с 2007 по 2015 годы средняя доля расходов на здравоохранение в бюджетах стран ОЭСР увеличилась с 17% до 18,7%, а в России за тот же период она сократилась с 12,1% до 10,8%.

Доля расходов на образование в бюджетах стран ОЭСР в последнее десятилетие сохранялась на уровне около 13%, в то время как в России она снизилась с 11,8% до 9,9%.

Сохранение существующих расходных приоритетов на фоне планируемого снижения общего объема расходов относительно ВВП в ближайшие годы еще больше отдалит Россию от развитых стран и приблизит ее к государствам "третьего мира", считает Чернявский.

Кроме того, эксперты считают, что при всей жесткости по траектории расходов, выбранная схема содержит значительные риски недобора ненефтегазовых доходов бюджета. Параметры макроэкономического прогноза, заложенные в основу бюджета (нефть — $43,8 за баррель) являются чрезмерно оптимистическими.

«Сохранение темпов роста ВВП выше 2% в год и инвестиций на уровне 5–6% в год в таких условиях не представляется реалистичным сценарием»
, — отмечают эксперты в мониторинге Центра развития НИУ ВШЭ.

В 2017 году рост ВВП (1,7%) и инвестиций на 4,8% (за первое полугодие) во многом объяснялся ростом цен на нефть по сравнению с ее низкими уровнями в первом полугодии 2016 года. Но даже при сохранении цен на нефть в диапазоне $50-60 за баррель темпы роста российской экономики в ближайшие три года не превысят 1-1,5%, прогнозируют эксперты.

Замедление экономического роста будет связано как раз с эффектом бюджетной консолидации и сохранением вялого потребительского спроса, который, в свою очередь, будет тормозить инвестиционную активность бизнеса. Госкомпании не готовы делиться дивидендами.

Доходы на самом деле могут оказаться еще меньше запланированного, поскольку опыт этого года свидетельствует о трудностях получения в бюджет запланированных объемов дивидендов по акциям принадлежащих государству компаний.

"Создать эффективную систему контроля за компаниями с госучастием, в том числе за динамикой и структурой их затрат и прибыли, пока не удается, а значит, и соответствующие поступления, заложенные в бюджет на ближайшую трехлетку, остаются под вопросом", — отмечают эксперты.

Ожидаемый объем поступлений дивидендов от госкомпаний в 2017 году (порядка 700 млрд руб.) может оказаться на 200 млрд руб. меньше первоначально запланированного. В следующем году можно также ожидать недобора по дивидендам.

Резюме экспертов Центра развития нелицеприятно:

«Несмотря на декларируемые цели, нынешняя бюджетная политика скорее способствует консервации сложившейся структуры экономики, чем снятию барьеров для роста. Расчет на то, что планируемое снижение доли бюджета в ВВП будет способствовать росту активности в частном секторе, наталкивается на гораздо более серьезные барьеры, ограничивающие действие рыночных сил»
.

Сокращение расходов на образование и здравоохранение планируется на фоне роста расходов на оборону, отмечает Антон Быков, ведущий аналитик ООО "Аналитика-Сервис". Расходы по статье "национальная оборона" в 2018 году составят 2771,7 млрд. руб. Рост в 100 млрд рублей. С учетом четырехпроцентной инфляции – это примерно 3,7%.

Государство и правительство в последние время уделяет огромное значение силовым ведомствам и их финансированию, что мы и наблюдаем в параметрах федерального бюджета. Россия даже вошла в тройку стран с самыми большими военными расходами. Это следовало из ежегодного доклада Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), напоминает эксперт компании "Международный финансовый центр" Роман Блинов.

В 2016 году Россия увеличила свои расходы на 5,9%, до $69,2 млрд, оказавшись на третьем месте в списке стран с самыми высокими военными расходами.

Причем, рост расходов на оборону произошел на фоне резкого снижения цен на нефть и сокращения расходов на ВПК в других развивающихся странах.

Госдума рассмотрит проект бюджета на 2018-2020 годы в первом чтении 27 октября.

Похожие материалы

  • 15.01.2018, 10:30 "Ведомости" : Новый президентский срок Путина может начаться с бюджетного маневра В администрации президента и министерствах просчитывают увеличение расходов бюджета на образование, здравоохранение и инфраструктуру. Делается это по просьбе президента, но официального поручения не было.
  • 11.01.2018, 10:25 "Нулевые остатки". Минфин сообщил об исчерпании Резервного фонда Минфин сообщил об исчерпании Резервного фонда. Последний триллион был потрачен в декабре прошлого года на покрытие дефицита федерального бюджета. С этого года у России остается только Фонд национального благосостояния. В нем на начало года находилось 3,753 трлн рублей, но на "живые деньги" из этой суммы приходилось около половины. Впрочем, высокие цены на нефть дают шанс на пополнение резервов. Но скупка валюты Минфином может привести к ослаблению рубля.
  • 31.12.2017, 00:00 Экономические итоги-2017. Оптимизм в цифрах и пустота в карманах Жить стало лучше, но совсем не веселее. Этот слегка видоизмененный лозунг можно было бы отнести к 2017 году. Российская экономика немного пришла в чувство после кризиса, макроэкономические показатели снова перешли к росту. Чиновники поуспокоились, почувствовав себя в любимой стихии статистического оптимизма. Но вот граждане не успели пока ощутить на себе волшебную силу цифр.
  • 29.11.2017, 14:55 Антон Силуанов: Число получателей социальных выплат следует сократить Антон Силуанов предложил сократить число получателей социальных выплат. По его мнению, рост расходов на образование и здравоохранение без реформ приведет к кризису.
  • 29.11.2017, 11:23 Политик о подушевом финансировании школ: В одном регионе - 100 тыс. руб, в другом - 15 тыс. руб. Председатель партии "Яблоко" Эмилия Слабунова презентовала в Саратове образовательный раздел президентской программы Григория Явлинского. На круглом cтоле с представителями образовательного сообщества региона политик рассказала о состоянии образования и предложениях партии по решению проблем отрасли.

Новые материалы

Новости партнеров
 Orphus