Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Новый театральный сезон. В театре оперы и балета проанонсировали "редкое явление"

  • 10:57, 21 сентября 2017
  • Комментариев[24]
3 октября саратовский академический театр опер и балета открывает новый 215 сезон. Подробности о новом репертуаре, о новых идеях и проектах, о новых солистах театральное руководство открыло на традиционной осенней пресс-конференции. Надо сказать, что разговор об особенностях предстоящего сезона вышел за рамки творчества саратовского коллектива и коснулся истории оперного и балетного искусства. Не обошлась встреча с прессой и без острых тем нынешних дней.
Новый театральный сезон. В театре оперы и балета проанонсировали "редкое явление" Фото new.operabalet.com

Итак, новый сезон 2017-2018 в театре оперы и балета откроется премьерой оперы "Аида" Джузеппе Верди. Он была поставлена в конце прошлого сезона и прошла на сцене театра только один раз — во время 30-го Собиновского фестиваля. Тогда эту постановку живо обсуждали поклонники театрального искусства. Но художественный руководитель театра Юрий Кочнев скромно назвал решение режиссера "необычным". 

Следующая крупная премьера запланирована на начало февраля. Впервые за 10 лет публике будет представлена обновленная классическая оперетта "Летучая мышь" по версии режиссера Андрея Сергеева.

Одним из важнейших событий в следующем сезоне (это будет уже весной) станет премьера "нового балета на новую музыку". Это произведение одного из самых известных современных композиторов Владимира Кобекина по сюжетам литературного классика Ивана Тургенева. (Саратовский зритель знает композитора по опере "Маргарита". Кстати, постановка театра получила "Золотую маску" за лучшую работу композитора в оперном жанре).

«Это первое обращение в жанре балета к произведению Тургенева. Вообще, появление балета, написанного российским композитором на сюжет литературного классика — это явление редкое. Поэтому мы все ждем его с нетерпением»
, - сказал Юрий Кочнев.

Символично, что премьера постановки пройдет в год 200-летия со дня рождения писателя. Режиссером балета выступит Кирилл Симонов ("Золушка", "Сон в летнюю ночь"). По мнению руководства театра, он интересен тем, что способен справиться с любой балетной классикой и предложить самое современное решение спектакля. Кандидатура художника постановки пока обсуждается.

Журналисты поинтересовались, пойдет ли такой именитый композитор на правки, если подобная просьба возникнет у постановщиков. Юрий Конев ответил: "Когда я получил партитуру "Маргариты", то мне практически не пришлось ничего корректировать. Буквально несколько мест, которые потребовали советов или пожеланий. Настолько это профессиональный композитор. Он исключительно точно выполняет свой замысел. Что касается балета, то, конечно, может идти речь о каких-то купюрах, сокращениях каких-то номеров, но это является нормальным творческим процессом. Владимир Кобекин - тот композитор, которому не требуются "костыли". А ведь в истории нашего оперного искусства было очень много таких случаев, особенно в сталинский период, когда всех композиторов побуждали писать на общественно значимые темы. Вот композитор Дзержинский. Он написал "Тихий Дон". Более или менее. Но ему помогали в оркестровке. Они мелодии писал, но оркестровал не очень хорошо. "Поднятая целина"- еще хуже. Кстати, Соловьев-Седой написал балет "Тарас Бульба" и ему тоже помогали его оркестровать. Но в ту же эпоху творили Хачатурян, Прокофьев, Шостакович - величины мирового масштаба, которым не надо было помогать. Сегодня же той давней традиции уже не существует. Как правило, все люди владеют профессией".

За премьерой балета "Вешние воды" тоже символично последует весенний 31-й Собиновский фестиваль и продолжит рассказывать о русской литературе в русской музыке.

В новом сезоне планируется продолжать и любимый саратовскими зрителями балетный фестиваль (первый спектакль пройдет 29 ноября), где традиционно выступают зарубежные и российские звезды. По словам заместителя директора театра Николая Шиянова, к подписанию готовятся договоры с артистами из 10-ти стран. В афише фестиваля — балеты Петра Чайковского "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева. Конкретные имена артистов журналистам не назвали, сославшись на трудности переговоров. Так, премьер театра "Ла Скала" потребовал, чтобы его доставили в Саратов в день спектакля, а сразу после выступления (без репетиции) посадили на самолет в Сидней...

На пресс-конференции был анонсирован еще один проект. Он называется "Джаз в оперном". В Саратове ждут братьев О`Фарелл - это сыновья кубинской джазовой звезды Чико О`Фарелла. Кстати, цена билетов на этот концерт не соответствует статусу музыкантов (самые дороге билеты стоят не больше 650 руб.) По словам Николая Шиянова, доступность выступления объясняется тем, что партнеры по проекту оплатили перелет музыкантов из США и их гонорары.

В новом сезоне на сцену саратовского театра оперы и балета выйдет победительница конкурса "Большая опера" на телеканале "Россия Культура" Анастасия Нестеренко. Причем, очень скоро — 17 октября. Она появится в спектакле "Дон Жуан" в роли Донны Анны.

Сезон 2017-2018 сможет порадовать и самых маленьких зрителей. Запланированы две премьеры. Это детская опера "Теремок" композитора Игоря Польского, либретто Самуила Маршака. А в конце сезона в репертуаре театра появится балет Карена Хачатуряна "Чиполлино".

Беседа о репертуарных новинках, о выборе режиссеров, о нестандартных постановочных решениях привела к актуальным темам российского масштаба. Например, об отмене премьеры балета "Нуриев" в Большом театре, который поставил Кирилл Серебрянников. Юрий Кочнев по этому поводу сказал: "У нас возникала ситуация, близкая к этой проблеме, когда мы ставили "Риенци" Вагнера. Режиссером были предложены достаточно острые мотивы в постановке, в оформлении спектакля. Но всякий творческий коллектив должен решить эти вопросы соответственно вкусу постановщика. Любой постановщик должен отвечать за это в полной мере. В данном случае, Большой театр, который заказал произведение о Нуриеве такому режиссеру, как Серебряников, должен был понимать то, что он делает. И отношение общественности может быть любое. Мы это видим. Так, оскомину набил фильм "Матильда". Я, например, такой фильм смотреть не пойду. Мне достаточно посмотреть несколько кадров и понять, что люди взяли несколько скандальную тему - там цари, там дворцы, балерины... Можно сделать что-то красивое, мелодраматичное. Меня это с точки зрения художественной, никак не интересует. Ну, а в дальнейшем, в обществе могут быть какие-то мнения по этому поводу. Другое дело, что не надо бутылки со смесью бросать. Пожалуйста, высказывайте свое мнение в рамках цивилизованных отношений. Что же касается балета "Нуриев", я полагаю, что надо его показать и даь ему художественную оценку. Как отнестись к этому обществу? По разному отнестись. Самое главное, чтобы этот процесс не был урегулирован жандармским образом".

Худрук театра подчеркнул — цензуры в наши дни нет. Но в разговоре вспомнил историю из советского прошлого, когда он отказался ставить навязанную властями и заведомо провальную оперу.

«У меня тогда находилось в стадии оформления звание Народный артист России. Замминистра культуры зарубил его лет на пять»
, - рассказал Юрий Кочнев.

Ну, и о вопросах, которые не относятся к творчеству, но являются чрезвычайно важными. Речь о реконструкции здания театра. Директор Алексей Комаров сообщил, что проект реконструкции планируется завершить к ноябрю. То есть этот сезон театр будет работать в полном объеме. Ну, далее встанет вопрос о выделении средств и о долгожданной паузе на ремонт. 

Новые материалы

  • 23.10.2017, 14:58 "Ъ": Школьный курс "Нравственные основы семейной жизни" может стать обязательным Глава Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова обратилась к замминистра образования и науки Татьяне Синюгиной с просьбой рассмотреть возможность включить курс "Нравственные основы семейной жизни" в обязательную школьную программу.
  • 23.10.2017, 12:10 Н@блюдатель. Площадь несогласия Такое ощущение, что количество урбанистов в Саратове увеличивается в арифметической прогрессии. Спасибо "Стрелке", которая разбудила в горожанах пыл благоустройства и развила доселе не видный потенциал. Теперь, куда не приди, найдешь там одного или нескольких урбанистов. И главное, каждый из них свято верит, что он-то лучше знает, как должен выглядеть город. И уж тем более витающую в облаках "Стрелку" за пояс заткнет.
Новости партнеров
 Orphus