Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"мама!". Заметки киномана

  • 10:56, 15 сентября 2017
  • Комментариев[4]
Отечественный кинопрокат по невыясненным причинам решил нас основательно запугать — самой крупной премьерой недели третий раз подряд становится триллеро-ужастик. Сначала было отечественное безобразие про Гоголя и его "Начало". Потом "Оно" по роману Стивена Кинга. А теперь вас будет пугать именитый режиссер (Даррен Аронофски, "Черный лебедь", "Ной") и голливудские звезды — Дженнифер Лоуренс ("Голодные игры", новые "Люди Икс", "Мой парень псих") и Хавьер Бардем ("Старикам тут не место", "Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки", "Вики. Кристина. Барселона").
"мама!". Заметки киномана Фото kino-teatr.ru

Супружеская пара с очень большой разницей в возрасте (как раз Лоуренс и Бардем) живет в огромном доме вдали от людей. Он поэт, а она сама делает ремонт и всячески вьет семейное гнездышко. Вроде бы у них все неплохо, хотя ему не пишется, а это, если вы помните "Сияние", всегда плохой знак. Но однажды к ним приходит незваный гость (Эд Харрис), а потом еще один (Мишель Пфайффер), и еще, и еще, и так почти до бесконечности. Хозяин-то рад, а вот молодая хозяйка...

"мама!" выходит в прокат по горячим следам Венецианского кинофестиваля, где она вызвала оживленные дискуссии. Конечно, ее называют "скандальным" фильмом фестиваля, но это чистой воды маркетинговый ход. Дарен Аронофски, конечно, любит позерство, но он не Ларс фон Триер. И по сравнению с нашей местной "Матильдой", весь их скандал — ерунда.

Фото film.ru

Что вовсе не значит, что фильм плохой. Но и что хороший, тоже не значит. Хотя режиссер явно верит, что один жанр — для слабаков. "мама!" — это помесь хоррора, камерного психологического триллера с намеками на синюю бороду, философской притчи и ночного кошмара с рейтингом "18+".

Первую половину фильма напряжение и ощущение опасности нагнетается все больше операторской работой Мэттью Либатика (он снял для Аронофски "Черного лебедя", "Ноя", "Фонтан" и "Реквием по мечте"): некомфортно близкими крупными планами, расфокусировкой и POV-съемкой, то есть, мы видим все с точки зрения героини. Часто камера кружится и снимает Лоуренс с затылка, словно вы заметите что-то жуткое. Добавьте к этому рваный монтаж, резкие исчезновения/ появления и концептуальное отсутствие саундтрека, и выходит отличный саспенс. Содержание может не впечатлить ваше сознание, но ваши органы чувств вряд ли останутся равнодушными.

Еще режиссер пугает намеками на классику кино: он явно вдохновлялся "Ребенком Розмари". Эд Харрис и Мишель Пфайффер — старшая пара, которая вламывается в их жизнь, словно вылезли из сценария Романа Полански. При этом они — самая обыденная часть этого кошмара. Иногда кажется, что это еще одна вариация на тему "дом-монстр" и фильм "Газовый свет", который подарил миру понятие "газлайтинг" (почитайте про это на досуге). Ну и, конечно, какой именитый режиссер не любит поцитировать себя любимого. Особенно, если он снял "Черного лебедя".

Фото kino-teatr.ru

Но во второй половине фильм уходит в другую степь, которую критики с удовольствием сравнивают с картинами Иеронима Босха. Видимо, из-за бесконечных библейских мотивов и общего ощущения взрыва на конфетной фабрике.

Это был бы довольно оригинальный триллер, если бы режиссер так не старался заложить в происходящее глубокий смысл. Да еще по принципу "чем глубже, тем лучше". Выходит та же проблема, что и с его "Ноем": ощущение, что вам пускают пыль в глаза, чтобы скрыть, что король потенциально голый. Или у него одеяние из дикого количества слабо сшитых между собой лоскутков: супружеские отношения, тяжелая женская доля, цена творчества, трагедии женщин, стоящих за творцами, все эти музы и вдохновения, религия, Каин и Авель, границы и прочее. А в интервью он намекает, что это, мол, еще и про окружающую среду и ее разрушение, и про современное общество. Словом, тут вам смысл и жизни, и вселенной, и вообще. И, конечно, это просто антология всех видов ненависти и насилия над женщиной.

Фото film.ru

Особенно, когда последний акт фильма скатывается в фантасмагорию, которую можно трактовать, как угодно. Из-за него у меня, например, возникает ощущение неискренности. Словно это не автор, который хочет раскрыть жизненно важную для него тему, а автор, который умело манипулирует людьми, чтобы тронуть за живое максимальное количество людей.

Если откинуть всю эту мишуру, главная прелесть этого кино — Дженнифер Лоуренс. У нее потрясающее присутствие на экране. С репликами не сложнее "Что вы делаете?" и "Уходите!", а то и вовсе без слов она приковывает к себе внимание. Ее лицо светится эмоциями. Для кого-то ее работа оправдает все остальные огрехи картины.

"мама!", трейлер

Интересно, здесь нет персонажей в привычном смысле. (Даже имен героям не выдали. Она — мама, он — просто он). Хавьер Бардем и все остальные актеры тоже играют впечатляюще, но они все функции и типажи, включая дом, из которого героиня ни разу не выходит.

Словом, визуальная сторона картины куда выразительнее философской. Если вас устраивает, что тут все размыто и можно увидеть что угодно, на фильм стоит идти. Но будьте готовы к легкому головокружению после. Еще здесь неплохо щекочут нервы, хотя любителям настоящих хорроров не стоит надеяться на многое. Зато это точно один из тех фильмов, после которого можно кого угодно обвинить в том, что он(а) ничего не понял(а) в великом замысле автора.
Автор: Галина Зеленова

Новые материалы

Новости партнеров
 Orphus