Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Гоголь. Начало". Заметки киномана

  • 10:38, 1 сентября 2017
  • Комментариев[3]
Представьте себе, "Гоголь. Начало" — это не (просто) подражание Кристоферу Нолану. Мол, сделаем, как про Бэтмана, только про Гоголя. Нееет, у нас сняли сериал на 8 эпизодов для канала ТВ-3 и планируют показывать его в кино по две серии в одном флаконе, простите, картине каждые полтора месяца до конца года. А в 2018-м все целиком можно будет посмотреть по телевизору.
"Гоголь. Начало". Заметки киномана Фото Ru24.top

При этом даты выхода оставшихся трех картин в расписании премьер пока не замечены. И названия тоже. Будет ли вторая называться "Гоголь. Темный рыцарь"? А потом "Гоголь. Возвращение легенды"? Или же менее (или более) оригинально: "Гоголь. Мы почти на середине", "Гоголь. И еще две серии", "Гоголь. Конец"?

Поживем — увидим. А пока юноша бледный со взором горящим и не самой устойчивой психикой, Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров, "Притяжение", сериал "Фарца") работает в Третьем отделении писарем. Да не просто так, а на местах преступлений. И при виде мертвых тел у него случаются припадки. То есть, они со стороны выглядят как припадки, на самом деле это видения. Недалеких следователей они пугают. Зато для талантливых, таких, которых играет Олег Меньшиков ("Статский советник", "Легенда №17" и, кстати, тоже "Притяжение"), они вполне могут оказаться полезны.

Фото g-torrent.net

Поэтому, когда Гоголь после сожжения своей поэмы (нет, еще не той, что в прозе), просится с ним в командировку, сыщик соглашается. И едут они в село Диканька Полтавской губернии, где кто-то убивает молодых девушек почем зря. Естественно, местные думают, что это нечистая сила. У них же там, если вы помните, по вечерам чего только не случается.

Считайте это, пожалуйста, не спойлером, а предупреждением: сейчас в кино показывают только две серии этого... ахэм... эпического полотна. Поэтому никакой разгадки пока ждать не стоит.

А еще создателям словно бы никто не рассказал, что если вы хотите показывать сериалы в кино, вам придется делать из них отдельные самостоятельные фильмы, как в Marvel. С началом, серединой, кульминацией и развязкой. Причем, структурные элементы должны быть на весь фильм, а не по набору на каждый из двух тупо склеенных эпизодов. А тут еще серии так сильно различаются по ритму и имеют разный набор персонажей, что ни о какой целостности даже речи не идет. И история обрывается полуслове.

Фото Sub-cult.ru

Если не хотелось подражать супергеройскому кино, можно ж было поучиться и у отечественных мастеров. Например, у Филиппа Янковского и его "Статского советника" с тем же Олегом Меньшиковым. Он хорош и в виде фильма, и в виде сериала. Хорошо, конечно, что не стали делать, как Жигунов с "Тремя мушкетерами", — большой сериал пытаться впихнуть в маленький фильм. Но кому вообще в голову пришло показать сериал в кино за 4 присеста и без дополнительного монтажа?

Нет, понятно, что Гоголь у нас до сих пор в тренде после "Вия". Ну, и в принципе, писатель он местами загадочный, с известными фобиями, кое-где окруженный легендами. Так что выбор его в качестве протагониста довольно логичен. Особенно, если продюсеры, среди которых Александр Цекало, и режиссер Егор Баранов ("Самоубийцы", "Соловей-разбойник" и сериал "Фарца") лепят про него мистический детектив.

Пока тут, правда, больше мистики, чем детектива. А большую часть важной для дела информации Николай Васильевич получает не при помощи дедукции, а из видений. Выходит, какая-то битва экстрасенсов вместо расследования. Так что лучше считать это дешевым хоррором или "деревенским" фэнтази а-ля рюс. Или просто признать, что это жанровая каша и трэш.

Фото gromania.ru

С образами тоже беда. Во-первых, Меньшиков-детектив безбожно переигрывает Петрова-Гоголя. Он выдает чуть более импозантную и менее заикающуюся версию Фандорина. Что не обязательно минус — его Фандорин был хорош. Я бы лично посмотрела сериал про героя Меньшикова. И можно без русских классиков вообще. Потому что, если сделать наоборот, Гоголь без наставника бродит потерянный. То у него припадки, то видения, то он пьяный. Он чудовищно не уверен в себе, и просто плохо смотрится как центральный герой в подобном жанре.

Толпа второстепенных персонажей тоже не вызывает бурного восторга. Есть загадоШные помещик с супругой. Живут они не то в натуральном петербургском дворце из тех, что поменьше, не то в псевдоготическом замке. Только почему-то в Полтавской губернии. Супруга эта (Таисия Вилкова, "Дед Мороз: Битва магов") — главный романтический интерес (пока) и читает по ночам у открытых дверей в гордом одиночестве, когда по округе бродит убийца толпы девушек. И Гоголь. Я даже не знаю, кого ночью страшнее встретить.

Фото rostovchanka-media.ru

Приличных женских персонажей в те времена Гоголю еще не завезли. Мужских, впрочем, тоже. На историческую достоверность претендовать никто не пытается. (Хочется верить. Иначе все совсем плохо). В этом плане кино похоже на недавнего "Дуэлянта". Но главный источник вдохновения тут — два "Шерлока Холмса" Гая Ричи. Вот только на Холмса тянет герой Меньшикова, а вовсе не Гоголь.

Костюмы и декорации не самые худшие. Если вас не напрягает, что в Малороссии все поголовно живут не в беленых мазанках, а в деревянных срубах, и фантастически паршивый грим на некоторых персонажах. Но сама постановка — это печаль и уныние. Страшные сцены — не страшные. Экшн стандартный. Детектив откровенно паршивый. Главное зло — назгул с рогами из спины. И, конечно, атмосферу самых знаменитых историй про Диканьку тут никто даже не пытается воссоздать.

"Гоголь. Начало", трейлер

При этом первая серия/половина фильма смотрится почти неплохо. Создатели понимают, что делают трэш (или, если хотите, ширпотребный пост-модернизм), и они с этим развлекаются. Рисуют луну на пол-неба, пишут на ней кровью "Гоголь". Заставляют героя Меньшикова лопать вареные яйца с красной икрой и вообще жрать всю дорогу из Санкт-Петербурга в Полтавскую губернию. А еще рассказывать своему Ватсону весьма своеобразную версию "Шинели". Но к началу серии №2 трэш с элементами "Сонной лощины" теряет свой угар и начинает плестись медленно и спотыкаясь, как Гоголь ночью по лесу. Если учесть, что дело заканчивается ничем, вообще создается впечатление, что вас слегка обманули.

В общем, если школьники (учитывающие рейтинг 16+. Хотя есть версия и 18+) захотят на такое сходить, возможно, у них и появится некоторое количество интереса к раннему творчеству Николая Васильевича. А вот тем, кто близко знаком с другими произведениями классика, нельзя принимать происходящее близко к сердцу. Хотя им, возможно, будет весело искать детали биографии реального Гоголя и отделять их от абсолютного бреда, простите, фантазии авторов.

А вообще, лучше подождите, пока это покажут целиком по телевизору. Глядишь, и впечатление другое останется.

Посмотреть фильм "Гоголь. Начало" можно с 31 августа в кинотеатрах Саратова. Подробное расписание сеансов картины "Гоголь. Начало" смотрите в разделе Афиша Саратова.

Автор: Галина Зеленова

Новые материалы

  • 23.10.2017, 14:58 "Ъ": Школьный курс "Нравственные основы семейной жизни" может стать обязательным Глава Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова обратилась к замминистра образования и науки Татьяне Синюгиной с просьбой рассмотреть возможность включить курс "Нравственные основы семейной жизни" в обязательную школьную программу.
  • 23.10.2017, 12:10 Н@блюдатель. Площадь несогласия Такое ощущение, что количество урбанистов в Саратове увеличивается в арифметической прогрессии. Спасибо "Стрелке", которая разбудила в горожанах пыл благоустройства и развила доселе не видный потенциал. Теперь, куда не приди, найдешь там одного или нескольких урбанистов. И главное, каждый из них свято верит, что он-то лучше знает, как должен выглядеть город. И уж тем более витающую в облаках "Стрелку" за пояс заткнет.
Новости партнеров
 Orphus