ФОКУС ГОРОДА 10:33, 15.08.2017

Эксперт: В неформальном секторе трудятся 44,5% россиян

"Если взвесить затраты, которые представители Минтруда потратили, чтобы легализовать 810 тыс. человек, и тот выигрыш в дополнительных доходах, которые они от этих 810 тыс. человек получат, то овчинка не стоит выделки", — процитировала замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислава Капелюшникова "Газета.Ru".

Всего за два года в регионах легализовано 4,5 млн работников. Это позволило, по данным ведомства, собрать более 35,6 млрд руб. страховых взносов.

Общая численность рабочей силы в России в возрасте 15–72 лет в июне 2017 года составила 76,2 млн человек, из них 72,3 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью, тогда как 3,9 млн человек не имели занятия, но активно его искали. Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше составил 59,5%, уровень безработицы — 5,1%.

При этом, по данным Росстата за первый квартал 2017 года, доля работников, занятых в неформальном секторе, составила примерно 18,7% (13,4 млн человек) от общего количества занятых. Среди мужчин неформально трудятся 20,2%, среди женщин — 17,2%.

В процентном отношении самый высокий уровень занятости в неформальном секторе традиционно в Северо-Кавказском округе (44,4%, или почти 1,8 млн человек). Минимальный же в процентном отношении уровень предсказуемо в Центральном федеральном округе (12,2%, почти 2,5 млн человек). В абсолютных цифрах лидирует Приволжский федеральный округ, где в неформальном секторе трудятся более 2,7 млн человек.

Вообще, численность занятых в неформальном секторе в России последние годы стабильно увеличивалась. Если в 2004 году таких насчитывалось 11,3 млн человек, то уже в 2005 году была пробита отметка в 12 млн (а именно: 12,5 млн человек). В 2008 году их насчитывалось уже 13,8 млн человек, после чего последовала небольшая коррекция вниз. В 2013 году была преодолена планка в 14 млн человек, тогда как в прошлом году в неформальной экономике были заняты рекордные 15,4 млн человек, или 21,2% от общего количества занятых.

Больше всего занятых в неформальном секторе в оптовой и розничной торговле, а также занимающихся различными видами ремонтных работ (31,8%, по данным за 2015 год). Второе место за сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством (23,1%), третье — за строительством (11,7%).

Не все эксперты согласны с оценками Росстата. Так, директор Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС Андрей Покида отмечает, что за последний год неформальная занятость, наоборот, выросла.

«Год назад речь шла о 40% граждан. Речь идет о людях, которые работают, но не оформлены по основной или дополнительной работе или просто получают зарплату в конверте. В этом году в неформальном секторе заняты уже 44,5% от общего количества»
, — говорит Покида.

В этом году, по словам эксперта, люди активнее ищут способы подработки, чтобы поправить свое материальное положение, и чаще всего такие трудовые отношения никак не оформляются. В то же время незанятых в официальной экономике по основной работе людей насчитывается порядка 10 млн человек.

Впрочем, есть и те, кто считает статистику Росстата, наоборот, завышенной.

Капелюшников обращает внимание, что, когда Росстат говорит, что доля неформально занятых составляет порядка 20%, это заведомое преувеличение. Все дело в методике подсчета — Росстат оценивает в том числе численность людей, работающих на предприятиях без статуса юридического лица, а все, кто видит оценки, воспринимают это как численность людей, работающих без официального оформления.

«Это абсолютно разные вещи. Это не имеет отношения к тому, что большинство людей понимают под неформальной занятостью. Если считать по стандартам международной статистики, то цифра уменьшится раза в два»
, — обращает внимание эксперт.

"Представим, что в России действительно такие цифры неформально занятых работников. В стране каждый год примерно 2 млн человек достигают пенсионного возраста, и если бы статистика была такой, как нам рассказывают официальные источники, то это бы означало, что ежегодно нескольким сотням тысяч человек должны были бы отказывать в предоставлении пенсии", — говорит Капелюшников. По его словам, в прошлом году в получении пенсий было отказано 10–15 тыс. человек. Среди основных причин — нехватка трудового стажа как раз из-за работы в теневом секторе.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-08-15/5972.html