Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Планета обезьян: Война". Заметки киномана

  • 12:30, 14 июля 2017
  • Комментариев[4]
Две предыдущие части этой франшизы были на тему "Берегите природу, мать вашу, а то она вам отомстит!" Зато третья (и, кажется, финальная) рассказывает о том, что люди (а может, только военные, потому что других говорящих людей тут нет) делают, когда не хотят признавать непохожих на себя равными и делиться с ними чем бы то ни было. Хочется по привычке сказать, что военные ведут себя, как животные. Но вообще-то животные охотятся, защищаются и делят территорию. И между этим и геноцидом есть разница.
"Планета обезьян: Война". Заметки киномана

Хотя ослепляющий ужас и следующую за ним безумную жестокость военных по отношению к обезьянам, при желании, можно понять. Тут вам не простые (и даже не сложные) забавные зверюшки. Это продолжение событий фильма "Планета обезьян: Революция", а тот в свою очередь - продолжение "Восстания планеты обезьян". В предыдущих "сериях" люди изобрели какой-то странный вирус для лечения болезни Альцгеймера. А он взял и сделал обезьян умнее. Намного умнее. Так что к третьей части вожак шимпанзе Цезарь (главный герой всей франшизы) уже обладает не только обычным интеллектом, но и эмоциональным интеллектом более высокого порядка, чем у большей части его прямоходящих оппонентов.

При этом у него совершенно не наблюдается желания убить всех людей. Он живет со своей стаей в лесу за водопадом и никого не трогает, пока не начнут трогать его. А людей, конечно, подмывает. Один из них даже отправляет в леса отряд, исключительно чтобы уничтожить вожака. "Бибизяны" справляются с отрядом, а пленных отправляют обратно в качестве жеста доброй воли.

В ответ пара лазутчиков под руководством Полковника (Вуди Харрельсон, "Голодные игры", "Старикам тут не место") убивает жену и старшего сына Цезаря. Потому что не важно, к какому виду приматов ты относишься, если ты женщина и ребенок, сценаристы тебя убьют без задней мысли просто, чтобы у главного бабуина была Личная Трагедия! Которая даст ему Мотивацию и прочие Драматические Прибамбасы. Хорошо, что супруга ему в видениях не является, а то вышел бы натуральный "Выживший". И было бы неудобно, если бы нарисованная на компьютере обезьяна переиграла Леонардо ДиКаприо.

Цезарь приказывает своей стае уходить в пустыню (привет, Ветхий завет!), а сам идет мстить полковнику. А проснувшаяся совесть в форме видений Кобы, антагониста из прошлой части, создает ему дополнительные моральные препятствия. Но есть ли где-то земля обетованная для таких прокачанных созданий?

Новая "Планета обезьян" очень похожа на фильм о настоящей войне. Только не на эпичную драму (наверное, эту нишу займет "Дюнкерк" Кристофера Нолана на следующей неделе), а на более интимное и драматичное повествование о небольшой группке героев. Здесь не битвы во весь экран, а разведывательные миссии, секретные тоннели и планы побега. Просто переживают это все не люди, обезьяны. Но усталость, горе, травмы и прочие тяготы войны влияют на них точно так же.

Главный бабуин, то бишь, шимпанзе Цезарь - сложный и сильный персонаж. Это благородный лидер, который тонко чувствует и переживает из-за того, что творится вокруг. Он - сердце истории. И к третьему фильму режиссер-сценарист Мэтт Ривз ("Монстро", "Планета обезьян: Революция") вместе с другими сценаристами осмелился сделать то, что явно хотел в прошлой части: картина сделана так, что вы "болеете" не за людей, а за обезьян. Из обязательных человеческих персонажей для сопереживания здесь только маленькая девочка. Да и она не более, чем сюжетный прием. Хотя и очень трогательный.

Зато остальные обезьяны - чистой воды архетипы. А люди - и вовсе безликая массовка. Кроме одного. Вуди Харрельсон разыгрывает одновременно героя Райфа Файнса в концлагере из "Списка Шиндлера" и полковника Курца из "Апокалипсиса сегодня" Френсиса Форда Копполы. Второго даже больше. Паранойя, черная краска на лице и музыка из 70-х прилагаются. Харрельсону пора в серьезное военное кино. Весь его пафос и патетика выглядят хорошо. Но только если вы можете абстрагироваться от мысли, что он толкает речи нарисованному на компьютере животному. А на съемочной площадке на ее месте сидел Энди Серкис (известный ролью Голлума в трилогиях "Властелин колец" и "Хоббит") в громоздком костюме. Нет, технология захвата движения Motion Sense здесь работает потрясающе. Звери выглядят очень реалистично. Но тем не менее.

Фильм изо всех сил старается казаться серьезнее и лучше, чем он есть. Не просто блокбастером, а фильмом с мыслёй! Так старается, что в картине остается не так уж много экшна и неспешный ритм. Он выглядит как драма с обезьянами, а не стандартный летний "большой бада-бум". И темы-то в нем подняты важные: честь, благородство, самопожертвование, влияние войны на психику и даже просто то, как трудно признать кого-то равным и отказаться от своих предубеждений и привилегий, с которыми родился и никак не заслужил. На фоне стандартных летних "развлекаловок" все это кажется очень вдумчивым и осмысленным. Но до философской притчи самой первой "Планеты обезьян" 1968 года он не дотягивает.

Потому что в сюжете случаются глупости. Например, вирус, от которого обезьяны умнеют, а люди глупеют, здорово вписывает эту трилогию в старую франшизу, которую начал тот самый фильм 68-го. Но у подобного вируса какая-то человеческая мстительно карающая логика. Словно он знает, кто хороший, а кто плохой. Вирусы так не работают. (Или у них там разумный вирус. Тогда им всем скоро конец! Мвахахахаха!)

Впрочем, люди тупеют и без вируса - они запускают вожака в общую клетку ко всей стае обезьян и снимают с него кандалы. Вы ему еще гранату дайте!

И стандартные киношные глупости тоже картину не красят: если ночью нападают на героя, он не спит. Если обезьяну ранят, то насмерть! Но только важную для сюжета обезьяну, а не массовку. А тем, наоборот, ничего не делается, даже если по ним открывают огонь из пулеметов.

Плюс бесконечные аллюзии на христианский эпос слишком очевидны. Это логика из серии: "Хочешь придать своей истории библейских размах без использования дальних планов? Всунь туда побольше намеков и параллелей!" То обезьян распинают на кресте. (Крест не той формы, но это явно крест). То у людей с ними священная война. То они совершают натуральный Исход с лавиной вместо Красного моря. Ну, только что скрижалей мохнатому Моисею никто не дает.

В общем, если вы хотите разнообразия посреди стандартных "громыхалок", это можно посмотреть. Но вот если вы ожидаете войнушку приматов и много нарисованных боев с танками и военной техникой, как в прошлом фильме, вам стоит срочно скорректировать свои ожидания.

video 1

Автор: Галина Зеленова

Похожие материалы

  • 10.06.2016, 10:07 "Иллюзия обмана 2". Заметки киномана Эта картина про фокусников на самом деле ближе по жанру к авантюрным историям про ограбления, вроде "Одиннадцати друзей Оушена". А фокусники здесь просто главные персонажи. И если в первом фильме такая комбинация сработала, то второй раз трюк не удался. Магические номера-то тут есть, а вот магии кино не случилось.
  • 14.06.2013, 10:11 "Иллюзия обмана". Заметки киномана В оригинале этот фильм называется "Now you see me". Это первая половина фразы, которую употребляют англоговорящие фокусники и любители подурить народ. "And now you don't", − заканчивают они и исчезают. Лучше всего это переводится не буквально, а как "ловкость рук и никакого мошенничества". Но в этом конкретном случае игра слов больше подходит в качестве названия, чем перевод. Потому что кино просто набито отлично спланированным зрелищным мошенничеством!
  • 19.10.2012, 05:48 "Семь психопатов". Заметки киномана Криминальная комедия, отчасти трагикомедия, с массой черного юмора. Когда пытаюсь вспомнить фильм, соответствующий этим параметрам, на ум приходят разве что работы Квентина Тарантино и Гая Ричи. Довольно старые работы. Неожиданно, без обилия рекламы и прочих маркетинговых ходов, на экранах мира появился новый киношедевр.

Новые материалы

Новости партнеров
 Orphus