В распоряжении "Российской газеты" оказался список таких компаний. В нем значатся фирмы, которые работают в сфере образовательного туризма. Также в этом списке есть фирмы, которые в реестре указаны как операторы по внутреннему туризму (для бизнеса это обходится значительно дешевле), однако среди направлений, куда они отправляют своих клиентов, есть страны Европы, Канада, США и Австралия.
Туристу отличить "подделку" крайне сложно. Особенно если поездка завершилась благополучно. Однако серьезные проблемы могут начаться, когда что-то пошло не так. Такие компании не попадают под действие туристического законодательства, а значит, их клиенты не могут рассчитывать на компенсацию в случае банкротства турфирмы и эвакуацию за счет средств из фонда "Турпомощи".
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина рассказала, что конкуренцию турфирмам все чаще составляют "люди из Интернета". Это группы в соцсетях, турклубы, индивидуальные организаторы туров. Все они занимаются "туроператорством", но юридических лиц не оформляют, в реестре не состоят, налогов не платят. Некоторые даже обзавелись собственными автобусами и бронируют места в гостинцах. А поскольку налоги они не платят, то могут держать цены ниже, чем у легальных компаний.
Эксперты связывают активизацию "черного" туристического рынка с двумя факторами: пробелами в законодательстве в части оказания отдельных туристических услуг (регулируется продажа пакетных туров, а если компания отдельно продает проживание и перелет, она уже как бы и не турфирма) и возросшей финансовой нагрузкой на туроператоров.
Вступивший в силу в начале этого года новый отраслевой закон потребовал от турбизнеса дополнительных трат. Появился фонд персональной ответственности. Он создан для выплат туристам в случае краха туристической фирмы. Ежегодный взнос составляет один процент от общей цены турпродукта конкретной компании за предыдущий год. При этом появление нового фонда не отменило выплат в коллективный компенсационный фонд "Турпомощи" (это еще плюс 50-500 тысяч рублей), а также финансовые гарантии, оформленные в страховой компании или банке.
Среда обитания "левых" турфирм - европейские направления, куда летает большое количество регулярной перевозки. Вовсе нет их только на массовых курортах, таких как Турция или Таиланд.
Ситуация может измениться после появления электронных путевок - система будет проверять соответствие туроператора закону, что гарантирует безопасность купленной путевки (заработает с января 2018 года). Сегодня реестр находится в открытом доступе - на сайте Ростуризма.