ФОКУС ГОРОДА 10:35, 19.05.2017

"Чужой: Завет". Заметки киномана

"Завет" — это корабль, на котором в 2104 году некоторое количество землян летит колонизировать планету в далекой-далекой галактике. Такой далекой, что лететь туда 7 лет. Поэтому экипаж и колонисты спят, а всем заправляет андроид. (Да не тот, что в телефонах и планшетах! Этот выглядит, как Майкл Фассбендер, "Люди Икс: Первый класс", "12 лет рабства", который уже играл андроида в "Прометее". Только там был андроид Девид, а тут Уолтер).

Задолго до конца пути внезапно случается Непредсказумый Космический Ахтунг. Корабль поврежден, экипаж будят досрочно, капитан погибает, все в шоке и ужасе. Во время ремонтных работ они получают некое странное сообщение от землянина. Только приходит оно с неизвестной планеты неподалеку, которая идеально подходит для земной колонии. Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? Конечно, эти странные люди решают спуститься и исследовать!

Фото megahead.ru

А странные они потому, что у них уже на этой стадии в экипаже все нехорошо с субординацией, зато все женаты друг на дружке. Но самое удивительное — это когда они без задней мысли спускаются на планету без скафандров и шлемов! Конечно, они проанализировали атмосферу и решили, что она пригодна для дыхания. Но никто же не знает, что там растет! А споры? А инфекции? Элементарная аллергия на незнакомую пыльцу? Они что, вообще кино про космос не смотрели? (Даже сериал "Звездный путь"? Там такая проблема возникала регулярно, между прочим).

Естественно, за такую глупость поплатились очень быстро. Один член экипажа пошел покурить в кусты и наступил на споры "чужих". Вот видите, какой вред наносит людям курение!

Как это дело связано с классическими "Чужими" и лейтенантом Рипли? О, готовьтесь! Предыдущей частью франшизы был "Прометей". Его действие происходило до событий фильма 1979 года. Он пытался объяснить происхождение ксеноморфов. А это его продолжение. Так что это сиквел приквела.

Фото sci-fi-news.ru

Зато, как и в самом первом "Чужом", от начала до появления космических тварей тут сорок с лишним минут. За это время вам успеют показать космическую жизнь в деталях, как в "Марсианине". Если вы видели другие фильмы про "Чужих", мирные сцены нагнетают напряжение. Потому что вы знаете, что скоро наступит кровавая баня. Но если не видели, это может вызвать нешуточное раздражение.

Дальше сюжет не менее предсказуемый и похожий на картину, с которой все началось. Прочих недоработок тоже хватает: ситуация со скафандрами, вроде бы профессиональный экипаж, который, мягко говоря, не обращает внимания на правила, инструкции и дисциплину и масса других неприятных мелочей. Поскольку Ридли Скотт пытается толкать всякие важные вопросы, вроде "Откуда мы?", "Кто нас создал?" и "Какого черта?", здесь не обходится и без стандартных культурных ляпов. Один из андроидов (да, Девид из "Прометея" возвращается!) говорит, мол, эволюция такая штука, "обезьяна же распрямилась когда-то". Хотя вообще-то, ходячему компьютеру положено знать, что люди и обезьяны произошли от общего предка, а не одни от других.

Фото kinokong.cc

Впрочем, у этого андроида вообще серьезно "поехала крыша" или слетело программное обеспечение. Он считает ксеноморфов венцом эволюции и совершенным организмом. Потому что они жрут все, что движется. Но если вы когда-нибудь соберетесь откорректировать свои стереотипы на тему теории эволюции, вы узнаете, что выживает не сильнейший, а самый приспособленный.

Тут мы имеем тварь, которая жрет и размножается с космической скоростью. И это вроде бы хорошо, но ксеноморфы слишком быстро поглощают ресурсы. Прокормить такую дрянь долго ничто не может. Значит, однажды они либо не проснутся от анабиоза, потому что слишком долго пролежали без еды, либо начнут жрать друг друга, и все равно все умрут. В общем, идеальная приспособленность какая-то сомнительная.

Фото gottstat.com

Впрочем, люди в этом фильме приспособлены к жизни на экране еще меньше. Есть Женщина-которая-выживет (Кэтрин Уотерстон, "Фантастические твари и где их найти", "Стив Джобс"). Она потихоньку-полегоньку пытается превратиться в лейтенанта Рипли, но пока все больше горюет и рыдает. Второй выживший — ковбой. Он ковбой, потому что носит шляпу. Он плевать хотел на правила. И это всё о нем. Еще есть верующий дяденька, который становится капитаном. И мы знаем, что он верит, потому что он об этом говорит. (Если бы кто-то хотел нам показать, а не рассказать про него, он бы молился у нас на глазах или носил заметное распятие. Даже татуировка "Последний верующий на этом корабле" бы подошла. Но нет, гораздо проще игнорировать основной принцип кинематографа). Остальные члены команды — просто пушечное мясо.

Поэтому интереснее всего как персонажи два андроида в исполнении одного Майкла Фассбендера. Андроид из "Прометея" здесь страшнее, чем толпа серийных убийц и корабль, полный ксеноморфов. Так что с момента своего появления он тащит фильм на себе. Ради него даже постарались и организовали некоторое количество интересной операторской работы — два одинаковых снаружи андроида очень часто оказываются в кадре одновременно. Плюс Фассбендер тут разыгрывает самый запоминающийся поцелуй всей франшизы. (Ждем негодования на тему гей-пропаганды!)

Визуально "Завет" похож на первую часть "Чужого". Только интерьеры космических кораблей с 1979 года мы видели слишком много раз. По этой причине Ридли Скотт и его художники основной упор сделали на место обитания гигантов из предыдущего фильма. Оно похоже на помесь замка Виктора Франкенштейна из классических ужастиков с кладбищем поклонников псевдо-готики и руинами Помпеи. А если вам надоело смотреть на зверства чужих в закрытых пространствах, здесь они убивают и на свежем воздухе!

От происходящего создается неоднозначное впечатление. Самый первый "Чужой" остается недостижимым идеалом в плане новаторства и саспенса хотя бы потому, что в провальном "Прометее" режиссер делал то, что он хочет. Здесь же он потакает фанатам. А от этого не всегда получается оригинальное и запоминающееся кино.

Смотреть "Завет" стоит только, если вы на 100% готовы видеть, как ксеноморфы пожирают людей ради удовольствия, и слушать невнятные экзистенциальные изречения и стихи Перси Шелли пополам с мясорубкой из самого кровавого фильма ужасов. По крайней мере, это точно лучше недавнего "Живого", который пытался получить деньги тех, кто не мог отличить чужого от своих.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-05-19/5770.html