Лакмусовой бумажкой, показавшей начало кризиса, стал обвал рекламного рынка, который не восстановился и до сих пор. Пустые баннеры, ситиборды, призмавизоры и прочие рекламные поверхности говорят сами за себя. Цепочка коробок посередине проспекта Кирова - не от хорошей жизни. На рекламу можно потратиться, когда ее точно увидят десятки тысяч. Тем более, судя по заработкам муниципалитета, цены на столь выгодную рекламную площадь довольно "демократические".
Вслед за рекламой еще одним красноречивым сигналом наступления "новых реалий" стали замелькавшие повсюду объявления об аренде и продаже помещений. Одними из первых заявили об исходе арендаторов офисные советские многоэтажки. Впрочем, кризис не пощадил никого: объявления можно встретить в любой точке города, они висят как на ветхих особняках, так и на стеклянных торгово-офисных "монстрах". Не только у мелкого бизнеса, но и крупных компаний и корпораций возникла "охота к перемене мест". "Фокус города" решил поинтересоваться у экспертов, так ли все плохо на рынке коммерческой недвижимости, как кажется, и есть ли какой-нибудь проблеск на горизонте.
Все риелторы, к которым мы обратились с вопросами, подтвердили наши наблюдения, хотя в подборе красок для описания ситуации разошлись.
Дмитрий Токарев из агентства недвижимости "Рост-Риэлт" рассказал, что основной спад на рынке произошел в 2016 году:
"Есть продолжение тенденции, хотя и не так, как было раньше. Многие сейчас просто пересматривают виды деятельности, оптимизируют расходы. Аренда во многом является показателем интереса к недвижимости. Если есть спрос на нее, есть спрос и на покупку. Зачастую для бизнеса соотношение аренды к выручке становится слишком высоким, поэтому им приходится менять помещения", - рассказала вице-президент СРО "Профессионалы недвижимости Поволжья" Наталья Деркач.
По наблюдению члена Общественной палаты Михаила Волкова, нынешняя ситуация отличается от прежних тем, что вынуждены "ужиматься" представители продовольственного рынка, хотя раньше они чувствовали себя лучше, чем остальные:
Все собеседники подтверждают, что наиболее востребованным видом недвижимости стали небольшие помещения до 100 кв. метров. "Присутствует ротация. Арендаторы не засиживаются, работают полгода, потом бизнес не пошел - съезжают", - объясняет Сидорович. В то же время большие офисы, целые здания очень долго ищут себе арендатора, а тем более покупателя.
"Сегодня определяющим фактором становится не цена аренды, а качество арендатора. Собственники предпочитают сдавать помещения уверенным предпринимателям, сетям, которые не съедут через три месяца", - в свою очередь, отмечает Токарев. Сидорович подтверждает эту тенденцию: по его словам, у торговых сетей востребованы помещения в спальных районах, и собственники соглашаются на даже не слишком выгодные для них условия аренды.
По некоторым оценкам, спрос на рынке упал почти в 3 раза. При этом состав арендаторов меняется. К примеру, если продуктовые сети закрывают свои магазины, то спрос создают барбер-шопы, залы для проведения мастер-классов, медицинские центры. "Все больше закрывается торговых помещений, в то же время появляются новые виды услуг, люди начинают больше вкладывать в себя, в реализацию своей личности", - анализирует Токарев. Есть и прецеденты другого рода - например, в прошлом году город пережил бурное нашествие пекарен и булочных.
Все специалисты по недвижимости говорят о том, что в прошлом году произошло значительное падение цен на коммерческую недвижимость - в среднем на 20-30%. Причем если раньше собственники всеми силами воздерживались от подобных мер, в середине 2016-го игнорировать падение спроса стало невозможно. Иногда недвижимость теряла в цене и больше (до двух раз), особенно если до этого была переоценена. Нередко то, что раньше стоило 3-4 тыс. за кв. метр в месяц, сегодня может стоить 1-1,5 тыс. Если раньше можно было за 900 руб. снять только склад на периферии, сегодня такую цену можно встретить и в самом сердце города, приводили примеры собеседники.
Особенно в нынешних условиях осложняется судьба памятников архитектуры, некоторые из которых также пущены с молотка. "С памятниками вообще отдельная история. Они обременены таким количеством всего, что отпугивают арендаторов и покупателей. Фактически вы с ними не можете сделать ничего - ни перестроить, ни что-либо повесить. Вы только должны всем. Если вы захотите его покрасить, то сможете это сделать только по тройной цене. А это лишает вас гибкости и мобильности с точки зрения построения бизнеса. Кроме того, этого негативным образом сказывается на состоянии самих памятников, которые оказывается некому содержать. Думаю, что без участия бюджетов этот вопрос в ближайшем будущем не решить", - отметил Волков.
Дмитрий Токарев не ожидает дальнейшего снижения арендных ставок: