ФОКУС ГОРОДА 11:02, 26.04.2017

В саратовском цирке - новая программа "Джемелли". Близнецы, "зефирки" и Аватар

Новая программа "Джемелли", гастроли которой начинаются в Саратовском цирке 29 апреля, обещает угодить и поклонникам дрессуры, и тому, кто более всего ценит воздушный эквилибр, и тем, кто искренне любит клоунские репризы. Дело в том, что главными героями спектакля выступят клоуны. Таким же образом в свое время выстраивались спектакли с участием клоуна Карандаша (Михаил Румянцев), Андрюши (Андрей Николаев).

А в обновленной версии формата принимают участие Юрий Филатов и Сергей Гульченко. Они рассказали, что "Джемелли" переводится с итальянского как близнецы. Почему близнецы? Потому что коллеги, по их словам, похожи друг на друга и не только в сценическом гриме. Причем здесь итальянский? При том, что Сергей Гульченко является представителем цирковой династии и имеет итальянские корни. Он рассказывает:

«Мы выступаем в жанре ретро-клоунады. Мы - клоуны из прошлого, попавшие в современный цирк. Мы из того времени, когда Ахматова, Набоков, Блок воспевали цирковых артистов, когда на заре 90-х годов позапрошлого столетия появились первые стационарные цирки, когда цирк превратился из балагана в настоящее искусство. Это было самое прекрасное время для цирка. Мы попытались взять самое лучшее из того времени и адаптировать под нашу современную историю. Надеюсь, что будет смешно, поучительно и интересно»
. А Юрий Филатов рассказал о том, как проходили поиски образов: "Очень хотелось в первого взгляда понравиться зрителю. Я не хочу обидеть никого из коллег по цеху, но бывает, что зритель только на 3-й репризе понимает, что выступал клоун. Так вот, из-за наших клоунских костюмов нас прозвали "зефирками". Мы получились такими игрушечными, вкусными".

В лучших традициях клоунского мастерства "близнецы" "микшируют" в своих репризах разные жанры - дрессуру, эквилибр, жонглирование. Так, фактурный Сергей Гульченко предстает в образе комара и выполняет ловкие трюки. А Юрий Филатов выступает с группой карликовых кабанов и одной большой кабанихой. Как хороший клоун, он и свой рассказ превращает в репризу:

«С моей первой свиньей мы проработали 10 лет. Мы с ней снимались в кино у Бориса Хлебникова, она играла кабана Борьку. Мы тогда замечательно провели время на съемочной площадке. Вообще, мои свиньи выполняют собачью работу. С той первой свиньей мы даже принимали участие в соревнованиях по служебному собаководству. Люди с овчарками, а я с ней... "сидеть", "лежать", "полоса препятствий". То что позволяет физиология тела свиньи, мы победили все, за исключением стойки на задних лапах. Они на задних лапах ходят до определенного времени, примерно до 3-х месяцев. А потом не позволяют маленькие ножки и длинный позвоночник. Зачем я пошел на эти соревнования? А что-то меня задело. Так же как и в споре с Юрием Юрьевичем Дуровым. Я с ним работал и спасибо ему большое, многому у него научился. Он говорит: "Если свинья сделает то, что делает слониха, то с меня ящик коньяка". В конце программы я сдал экзамен. Свинья сделала все, что делала его слониха, за исключением стойки на хоботе. Вообще, свинья интеллектом не обижена. Животное замечательно дрессируется, если грамотно подойти к работе»
.

К слову, весь спектакль "Джемелли" составлен по принципу разножанровости. Здесь и трюки в воздухе от Кристины Фителевой, и номер на колесе "Сира" от Семена Брюханова и гимнасты на батуте под руководством Василия Кривенко. И, конечно, большая дрессура. Ее представляет известный мастер Виктор Евтехов с легендарным номером "Лошади на свободе". Его подопечные играют на арене в шахматы и танцуют вальс.

А за острые ощущения зрителей отвечают пумы, леопарды, крокодилы, удавы. Так, Наталья и Владимир Исайчевы представляют единственный в системе Росгосцирка аттракцион, где пумы (их в номере пять) выступают без клеток и ограждений. При соблюдении всех требований техники безопасности. Наталья объясняет:

«Мы изначально задумывали работу с поводком, поэтому соответствующим образом воспитывали животное. Если сейчас нашу пуму выпустить в клетку, то как любая кошка, она будет через 2 секунды в зале — они же лазают по ограждениям. Для работы в клетке применяется другой стиль дрессуры, другие приемы. Поэтому в нашем случае безопасными ялляются именно выступления с поводком»
.

Работу дрессировщиков без клеток и за ограждением различают не только по методикам, но и по эмоциональному восприятию. В цирке убеждены, что в клетке дрессировщик выглядит укротителем, повелителем, а в свободном выступлении — партнером, наставником, другом животных. Но не стоит думать, что пума в этом случае становится ласковой кошкой. После пресс-конференции в цирке по случаю новой программы журналистам предложили познакомится с питомцами Исайчевых. Так вот, даже самые покладистые животные рычали вовсе не дружелюбно. Другое дело, общение с дрессировщиками. Как говорит Наталья, в работе с пумами применяются исключительно пряники. "У нас очень талантливая кошка по кличке Аватар (когда был маленький, линии окраса на морде напоминали черты героев одноименного фильма). Он был у нас первый. После этого со следующей группой работать было проще. Нам повезло. Так вот, он работал на доверии. Мы показывали, он повторял. Мы пробовали трюк с огненным кольцом, так он посмотрел настороженно, а я говорю: "Тася, надо". Он вздохнул и пошел. Мы на Аватара в 5 лет первый раз прикрикнули, когда тот стал лениться. Так он очень удивился. Вообще, кошки не воспринимает жесткое обращение. Иначе надо уходить с репетиции. Для них интонации вполне достаточно".

В составе еще одного номера с участием животных — дальневосточные леопарды, крокодилы, удавы. В трюковой части номера — чудеса дрессуры Марины Руденко. в сюжетной линии аттракциона - зажигательная вечеринка на Гавайях. 

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-04-26/5718.html