В понедельник Минфин получил контроль над контрактной системой. Ранее она находилась в ведении Минэкономразвития, но в правительстве решили, что раз средства на госзакупки идут из казны, то и контролировать их расход должен Минфин.
В сфере госзакупок ежегодно появляются десятки новых серых схем, из-за которых государство теряет сотни миллиардов рублей. Классика: орфографические ошибки в описании заказа — и его найдут только нужные люди. Подставные участники торгов, которые сбивают цену, пока от аукциона не откажутся конкуренты. Иногда действуют совсем грубо: пишут, что поставщик должен обязательно находиться по определенному адресу. И, как ни странно, по указанному адресу действительно находится подходящий поставщик.
Но чаще всего основные условия контракта просто прописываются под конкретную компанию. Подобная схема, например, всплыла, в связи с историей 62-й онкобольницы в Москве. Заказы на лекарства объединяют в один лот. Небольшие производители, которые не могут выпускать, условно говоря, и аспирин, и томографы, отсеиваются. Выигрывают или посредники, или крупные игроки.
Акоп Абгарян, директор юридического агентства "Абгарян и партнеры":
Еще одну потрясающую своей прямолинейностью схему недавно вскрыли в Саратове. Торги выигрывает компания, которая пообещала поставить самую дешевую технику. А по факту оказывается, что техника — контрабандный контрафакт с поддельными документами. Отдельный момент — так называемый единственный поставщик — эксклюзивный партнер, только он может поставить нужный товар. Недавно "Коммерсант" выяснил, что, например, силовики выбирают единственных поставщиков для закупок хлеба. Наверное, это какой-нибудь особый хлеб с секретным рецептом. А вот схема-новинка: участники торгов получают от заказчика тайные сигналы и в итоге выигрывают контракты "согласно купленным билетам".
Андрей Храмкин, директор Института госзакупок:
Все это вовсе не значит, что госконтракты получают только аффилированные структуры. Но нужно понимать, что даже честно выигранный тендер еще не гарантирует обеспеченного будущего. Гендиректор смоленской компании "Лаукар" Дмитрий Сухов выиграл конкурс на поставку материалов для строительства дорог. А потом между подрядчиком и заказчиком начались трения. Кто прав, кто виноват — судить не будем. Но госструктура расторгла контракт и получила компенсацию по банковской гарантии, а бизнесмен лишился всего.
Дмитрий Сухов, гендиректор смоленской компании "Лаукар":
Напоследок еще одна история. В Вологодской области решили оборудовать школьные классы приборами для уроков химии. В заказе указали: "воронки цилиндрической формы с длинным отростком". Бизнесмены пожаловались, и антимонопольщики с ними согласились. Вольная формулировка позволяет заказчику отсекать конкурентов. Под предлогом, что у них отростки недостаточно длинные. Пожалуй, лучший пример для понимания, что происходит в сфере госзакупок.