Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

СП: Реальный эффект от работы особых экономических зон не достигнут

  • 11:12, 11 апреля 2017
  • Комментариев[13]
Особые экономические зоны так и не стали действенным инструментом поддержки экономики, констатирует Счетная палата. Рабочих мест создается мало, а расходы на управление зонами растут. В Минэкономразвития настаивают, что отрицательный опыт тоже полезен, но при этом не готовы поручиться за эффективность наследников зон – территорий опережающего развития.
СП: Реальный эффект от работы особых экономических зон не достигнут  Фото gagauzinfo.md

Счетная палата России опубликовала доклад об эффективности функционирования особых экономических зон за 11 лет их существования и по итогам 2016 года. Резюме жесткое: реальный экономический эффект от функционирования ОЭЗ так и не достигнут, зоны не стали реально действующим инструментом поддержки национальной экономики.

Первая претензия — создано незначительное количество рабочих мест.

«За 11 лет существования ОЭЗ создано всего 21,1 тыс. рабочих мест. В среднем на создание одного рабочего места на территориях ОЭЗ направлено 9,1 млн руб. бюджетных средств, а с учетом инвестиций, вложенных резидентами ОЭЗ, этот показатель увеличивается до 21 млн рублей»
, - отметил аудитор СП Сергей Агапцов.

Мало налогов
Вторая претензия Счетной палаты – низкая налоговая отдача ОЭЗ.

Объем уплаченных резидентами налоговых и таможенных платежей (на 1 января 2017 года) составил 38,8 млрд руб. При этом резидентам ОЭЗ предоставлено налоговых льгот и таможенных преференций на 28 млрд руб.

По расчетам Агапцова, относительно эффективными можно признать только деятельность четырех ОЭЗ: в Татарстане ("Алабуга"), в Липецкой, Самарской областях и в Санкт-Петербурге. Объем осуществленных резидентами инвестиций по этим зонам в основном превысил объем вложенных средств федерального бюджета. При этом аудитор отмечает, что эти четыре ОЭЗ "изначально создавались в регионах с благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом".

Что касается остальных ОЭЗ, то их деятельность или неэффективна или вообще не осуществляется, отмечается в докладе.

Потратили и ликвидировали
Третья претензия – расплывчатое законодательство об ОЭЗ и территориях опережающего развития (ТОР). За 11 лет существования зон внятной стратегии так и не создано, но в 2015-2017 годах появились 30 новых территорий опережающего социально-экономического развития.

На коллегии Счетной палаты было отмечено, что отсутствие законодательно закрепленных понятий создает риски строительства и приобретения за счет бюджетных средств объектов, "не относящихся к инфраструктуре ОЭЗ или объектов, финансирование которых должно осуществляться за счет резидентов".

Отмечается также непроработанность заявок регионов на создание зоны, в заявках отсутствует, например, "проект планировки территории ОЭЗ". Всего на создание ОЭЗ было выделено 66,7 тыс. гектаров, не использованными остались 43,7 тыс. га или 65,5%.

Счетная палата не впервые указывает на низкую эффективность ОЭЗ. По итогам прошлогодней проверки было ликвидировано 8 неэффективных зон, а всего с 2010 года ликвидировано 10 зон. Расходы федерального бюджета на их создание составили 3,7 млрд руб.

В период с 2005 по 2016 гг. на основании постановлений правительства было создано 36 особых зон в 31 регионе. Сейчас ОЭЗ переданы на баланс региональных властей, ОЭЗ продолжат существование в 17 регионах.
Общий объем осуществленных резидентами ОЭЗ инвестиций составил менее 218 млрд руб., что составляет всего 33,5% от заявленного объема.

Срок окупаемости никого не волнует
По мнению аудиторов Счетной палаты, развал в зонах объясняется низким качеством управления со стороны Минэкономразвития, региональной власти и самих управляющих компаний в зонах. "Такие значимые показатели оценки инвестиционных проектов как доходность, рентабельность, срок окупаемости не рассматриваются", — отмечено в докладе СП.

Несмотря на отсутствие эффективности расходы бюджета на зоны не снижаются. По данным СП, не выполнено в полном объеме поручение президента

«в части обеспечения оптимизации бюджетных инвестиций, направляемых на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ. Так, общая сумма неиспользованных управляющими компаниями средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2017 года составила около 18 млрд рублей»
.

Расходы на ОЭЗ не только не оптимизируются, но и растут, причем Счетная палата указывает на непрозрачность процедуры принятия решений о новых расходах на ОЭЗ.

В 2016 году уставный капитал АО "ОЭЗ" вырос на 5,2 млрд руб., из которых 476,8 млн руб. направлено на ОЭЗ "Липецк"., 500 млн руб. - ОЭЗ "Лотос" (Астраханская область) 3,3 млрд руб. – ОЭЗ "Калуга" и 1 млрд руб. - АО "Курорты Северного Кавказа".

Хотя инфраструктуру зоны "Калуга" за счет федерального бюджета было полностью профинансирована еще в 2015 году на 2,6 млрд руб. Но в 2016 году на строительство 16 из 35 новых объектов ОЭЗ "Калуга" были направлены средства, выделенные из федерального бюджета в сумме 3,3 млрд руб.

Создания ОЭЗ "Лотос" предполагалось без привлечения средств федерального бюджета, но в 2016 году в зону ушло 500 млн руб.

Территории опережающих трат
Кроме того, в 2017-2019 годах из федерального бюджета предполагается направить 13,1 млрд руб. для увеличения уставного капитала АО "Курорты Северного Кавказа". При этом остаток неизрасходованных средств федерального бюджета на счетах этой зоны по состоянию на 1 января 2017 г. составлял 6,7 млрд руб.

В Минэкономразвития с критикой Счетной палаты РФ не согласны и предлагают считать отрицательный опыт работы ОЭЗ не менее полезным, чем положительный.

«За 10 лет функционирования ОЭЗ как механизма накоплен необходимый багаж опыта, как положительного, так и отрицательного, что позволяет адекватно оценить результаты работы каждой из ОЭЗ»
", — сообщили "Газете.Ru" в ведомстве Максима Орешкина.

Отрицательный опыт работ ОЭЗ уже учтен, настаивает Минэкономразвития. 10 зон закрыли досрочно, остальные передали на региональный уровень. "В рамках утвержденной дорожной карты и поручения главы государства разработаны новые критерии создания ОЭЗ. Основная их задача, чтобы регионы максимально прорабатывали вопрос создания самой площадки, а мы просчитывали целесообразность ее создания и реализации как инвестиционного проекта", — поясняет Минэкономразвития.

«Проект ОЭЗ, конечно же, состоялся. Уже сейчас ОЭЗ – это более 550 резидентов, из них 92 компании с участием иностранного капитала из 29 стран мира, в том числе США, Японии, Китая, Германии, Франции, Швейцарии и Италии. Общий объем заявленных инвестиций 679,9 млрд. рублей, из которых 194,7 млрд. рублей – заявленные инвестиции иностранцев»
, — напирают на позитив в Минэкономразвития.

По подсчетам Минэкономразвития, из 127 млрд. рублей вложенных федеральных средств, зоны вернули порядка 52 млрд. рублей в виде налоговых и таможенных отчислений.

Зоны, как минимум, окупаемы, считают в Минэкономразвитии. Если ждали 11 лет и вложили из бюджета десятки миллиардов, есть смысл подождать еще немного.

"Учитывая, что основная инфраструктура на многих площадках уже готова и резиденты активно строятся и приступают к реализации своих проектов, и с каждым годом этот темп возрастает, то в ближайшие 4-5 лет мы ожидаем полную окупаемость института ОЭЗ по налоговым и таможенным поступлениям", — считают в Минэкономразвития.

Провальный опыт 10 зон учтен при подготовке законодательства о территориях опережающего развития, хотя ОЭЗ и ТОРы – это "совершенно разные институты развития", считают чиновники. На вопрос о том, каким видится (прогнозируемый) эффект от внедрения ТОРов в 2017 и 2018 годах Минэкономразвития уходит от ответа: "Об этом пока говорить преждевременно".

Зоны создавались в приказном порядке, сверху, и многие зоны оказались там, где нет и не было причин для предпринимательской активности, считает аналитик АЛОР Кирилл Яковенко.

«Относительно успешными стали те ОЭЗ, где уже и так все было хорошо с предпринимательской активностью, например, в Липецкой области. Приказной порядок создания ОЭЗ и накачки их деньгами привели к тому, что государственные деньги просто лежали на депозитах коммерческих банков, а на проценты с этих депозитов функционировал чиновничий аппарат»
, — говорит Яковенко.

Применение таких "социалистических методов" управления всегда приводит к нецелевому расходованию средств, коррупции, но, в то же время "привлекает внимание к авторам проекта, то есть к МЭР, создает вокруг министерства информационные поводы, движение бюджетных средств, подобие активной работы", — резюмирует аналитик.

Автор: Рустем Фаляхов, "Газета.Ru"
Похожие материалы
  • 03.03.2014, 14:35 Еда заметно подорожает. Ослабленный рубль посадит россиян на диету Минэкономики прогнозирует заметное удорожание продовольствия в ближайшие месяцы из-за продолжающейся девальвации рубля. В опубликованном макроэкономическом мониторинге за январь 2014 года отмечается, что нынешняя приостановка темпов повышения цен временная. Аналитики с выводами министерства согласны, но считают, что удорожание ввозимого продовольствия будет поделено между импортерами, продавцами и потребителями. Представители же розничных сетей уже говорят о росте отпускных цен на некоторые товары до 15%.
  • 12.02.2014, 10:24 Российское гражданство за 10 млн руб. Иностранным бизнесменам и выпускникам предоставляется паспорт ФМС и Минэкономики разработали законопроект, предлагающий предоставлять российское гражданство иностранцам, вложившим до 10 млн руб. в экономику РФ, и зарубежным студентам, закончившим в РФ колледжи и вузы, при этом проработавшим в России не менее трех лет. Как говорят эксперты, если в первом случае речь идет о единицах индивидуальных предпринимателей, то во втором — о миллионах граждан.
  • 03.12.2013, 11:33 Монополии должны сократить расходы в 2 раза за 5 лет. Минэкономики ждет от них жестких мер Кремль и Белый дом готовятся многократно усилить давление на расходы естественных монополий. Как стало известно "Ъ", "Газпрому", "Транснефти", ОАО РЖД и "Россетям" нужно до 10 декабря представить Минэкономики планы по снижению как капитальных, так и операционных расходов в течение 2013-2017 годов не менее чем на 10% ежегодно от уровня 2012 года. Идею сократить расходы наполовину за пять лет в госкомпаниях называют, самое мягкое, "амбициозной". Но, по данным "Ъ", политику давления на расходы госсектора в условиях спада в экономике поддерживает администрация президента, а несогласные менеджеры "могут писать заявления".
  • 23.08.2013, 16:44 В регионах появятся бюджеты-лайт. Про деньги в стиле комиксов Региональные и муниципальные органы власти будут обязаны публиковать свои бюджеты и отчеты об их исполнении в доступной для граждан форме. Методические рекомендации, как должны выглядеть бюджеты-лайт, разработали Минфин, Минэкономики и Минрегион. Формат для "широкого круга пользователей" предусматривает такие опции, которых зачастую не имеют даже бюджеты, поступающие на утверждение законодателей, а именно обоснование расходов и описание качественных результатов. Мера выглядит особенно уместной с учетом установки Минфина переложить в условиях дефицита федерального бюджета значительную часть соцрасходов на регионы и муниципалитеты.
  • 26.04.2013, 14:52 Проверка Счетной палаты. "Роснано" финансировало убыточные компании и отмывало деньги "Роснано" финансировало в рамках сферы нанотехнологий российские и иностранные компании, находящиеся в предбанкротном состоянии, а также занималось реализацией проектов, не относящихся к нанотехнологиям или имеющих отрицательные экспертные заключения, считают в Счетной палате РФ. Об этом сообщил аудитор СП Сергей Агапцов.
Новые материалы
  • 18.04.2024, 12:47 Вылов стерляди в Волге: что говорят саратовские ученые

    Глава Росрыболовства Илья Шестаков на прошлой неделе сообщил о том, что уже в этом году на Волге могут разрешить вылов стерляди. Эта рыба в последние десятилетия так тщательно охранялась (внесена в Красные книги Саратовской, Самарской и Ульяновской областей), что большинство волжан отнеслось к заявлению о восстановлении запасов этой породы осетровых с некоторым удивлением и даже недоверием. Вопрос о вылове стерляди вызвал недоумение и в министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области. Там ответили, что никаких заявок и даже разговоров об исключении стерляди из Красной книги региона не велось. СарБК обратился за подробностями в Саратовский филиал "Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии".

  • 17.04.2024, 17:51 Снег растаял, проблемы остались. Специалисты не исключают повторного обмеления Волги в этом году

    Ленты российских информационных агентств продолжают сообщать о движении высокой воды. В зоне паводка находятся Оренбургская, Курганская, Тюменская, Томская области, районы Дальнего Востока. В Саратовской области тема весеннего половодья тоже остается в повестке дня. Но вместе с тем в регионе заговорили о противоположной угрозе - низком уровне воды в Волгоградском водохранилище. Долго напоминать об этой проблеме не пришлось - прошлой осенью рекордное обмеление Волги жители области называли не иначе как катастрофой. СарБК выяснял, почему вопрос о наполнении водохранилища стал актуальным во время весеннего паводка - периода, когда водоем наполняется талыми водами.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 11 апреля 2017
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x