Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

"Время первых". Заметки киномана

  • 10:17, 7 апреля 2017
  • Комментариев[4]
День космонавтики неуклонно приближается. И в этом году его встречает в кино байопик про Алексея Леонова, первого человека, который вышел в открытый космос, и Павла Беляева, который первым посадил космический летательный аппарат в ручном режиме. Только вместо (или вместе) с пафосной патриотической лентой вас ждет иллюстрация закона Мёрфи.
"Время первых". Заметки киномана Фото film.ru

Если какая-то неприятность может случиться, она случится.

Этот принцип в жизни Алексея Леонова (Евгений Миронов, "Охота на пиранью", "На верхней Масловке") проявляется практически с самых первых кадров. Он сажает самолет в сложнейших условиях с риском для жизни, потому что кто-то сделал свою работу некачественно. Замените самолет на "Восток-2", добавьте напарника Павла Беляева (Константин Хабенский, "Географ глобус пропил", "Ночной дозор"), и у вас получится очень краткое содержание фильма.

Более полное выглядит так: первый час Леонов создает проблемы Беляеву, а потом удивляется, почему тот не хочет лететь с ним в космос. А советское правительство в лице бездушных генералов и весьма карикатурного Леонида Ильича терроризируют Сергея Королева (Владимир Ильин, "Тайны дворцовых переворотов", сериалы "Идиот", "Доктор Живаго"), чтобы он отправил двух живых людей в безвоздушное пространство на собранном на скорую руку и почти не тестированном ведре с гайками, раньше американцев!

Фото film.ru

А долететь — это только полдела. Нужно же еще приземлиться!

Если западные фильмы я обычно ругаю за то, что у них все "по учебнику", то наши — за то, что учебник многие явно не читали. Фильм очень неровный. Напряжение строится неправильно, саундтрек для его создания не используют (банально, конечно, но эффективно же!) и очень часто "сливают" то, что должно быть действительно напряженным. Например, при строительстве "Восхода-2" погибает человек. Из этого можно было выжать столько драмы! Показать, насколько реальна опасность для космонавтов, что от мучительной и страшной смерти их отделяет одна ошибка. Ведь если вы знаете, чем дело кончилось (а вы знаете уже даже по первым строчкам рецензии), так уж сильно переживать за космонавтов трудно. Но увы! Момент упущен.

Таких моментов в фильме очень много. В частности, Леонов излагает всю свою тяжелую биографию сына врага народа на одном дыхании за 2 минуты с посылом "то, что нас не убивает, делает нас сильнее". Впихнуть такой важный для формирования характера материал в одну длинную реплику — это как запускать фейерверк под проливным дождем! Это уже не говоря о том, что истории надо показывать, а не рассказывать.

Фото film.ru

С изображением главных персонажей в принципе есть проблемы. Леонова явно хотели сделать бесстрашным и героическим. Но у Евгения Миронова выходит довольно безответственный товарищ, который любит лихачить, надеется на "авось", плевать хотел на инструкции и бездумно рискует жизнью своего напарника. А Павел Беляев от Константина Хабенского старается быть источником здравого смысла и служения Родине "как положено". Но смотрится так, как будто ему не хочется уже никуда лететь. Он готов сдаться при любом удобном случае, и подписывается на всю эту авантюру только, чтобы спасти своего непутевого младшего коллегу.

Хорошо, что изображение космонавтов больше не напоминает жития святых, как это случилось с первым космонавтом в фильме "Гагарин: первый в космосе". Но для фильма с весьма патриотическим настроем это... несколько неожиданно.

Фото film.ru

А патриотического настроя тут хватает. Только он не обычный "мы-лучше-всех-кто-не-с-нами-тот-против-нас", а "Мы и так народ, который летает в кандалах. Что было бы, если их снять? Так бы взлетели, что разбились". Это из программной речи Владимира Ильина в роли Сергея Королева. Логика тут, конечно, весьма сомнительная, но если создателям фильма так больше подходит...

Полноценных женских персонажей в фильме нет вообще. Есть две симпатичные жены и три симпатичных ребенка, все как из советских женских журналов. У них есть одна черта характера на всех — они тревожно ожидают. Такой подход к женщинам связанным с космосом, в отечественном кино кажется особенно обидным после "Скрытых фигур" и "Гравитации".

Фото film.ru

Разгоняется "Время первых" только через час после начала. И космические сцены действительно хороши, их интересно смотреть, и они стоили всех фантастических трудов и затрат. Зато конец, который не менее героический, опять затянут. Здесь палку с напряжением перегнули.

Периодически складывается ощущение, что создатели сами до конца не знают, какую историю рассказывают. И для этого есть простое объяснение: у фильма два раза менялся режиссер. Должен был снимать Сергей Бодров, но вместо него начал Юрий Быков ("Дурак"). Но после того, как часть сцен отсняли, он ушел по соглашению с продюсерами (Тимуром Бекмамбетовым и Евгением Мироновым, кстати). Заканчивал работу Дмитрий Киселев ("Елки", "Черная молния", сериал "Лондонград") и именно он попал в титры. То есть, начали производственную драму, а закончили экшном а-ля "Гравитация".

"Время первых", трейлер

Попытки объединить все это были, но слабые. Упоминания заслуживает только банальная, но хотя бы красивая линия с маленьким мальчиком в поле ночью, которая в самом конце окупается. В этой части, кстати, лучшее 3D — очень красиво колышется трава. В остальном оно чисто символическое.

В общем, "Время первых" стоит смотреть ради выхода в открытый космос и спуска на Землю. Ну, и как образовательный фильм на уроках истории. Но это не "Легенда №17", которую интересно смотреть саму по себе. К сожалению, то, что люди совершили подвиг, не значит, что кино получится захватывающее.

Фильм про Гагарина был крайне посредственный, про Леонова и Беляева — лучше. Может, фонд кино расщедрится на кино про Терешкову? В третий-то раз должно получиться хорошо!

Посмотреть фильм "Время первых" можно с 6 апреля в кинотеатрах Саратова. Подробное расписание сеансов картины "Время первых" смотрите в разделе Афиша Саратова.

Автор: Галина Зеленова
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 7 апреля 2017
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x