ФОКУС ГОРОДА 15:06, 17.02.2017

"Великая стена". Заметки киномана

Разумеется, западные звезды в восточном кино — это не революционная идея. Есть и "Семь лет в Тибете", и "Последний самурай", и Лиама Нисона в прошлом году успели в "Молчании" отправить в Японию. Чем "Китайская стена" кардинально отличается от других? Да ничем. Разве что для Мэтта Деймона это первая работа в тех широтах, для режиссера Чжана Имоу ("Дом летающих кинжалов", "Герой", "Жить") — первый по большей части англоязычный фильм, а для компании "Legendary pictures" — первая попытка развернуться на другом континенте. А так все как обычно, только с перевернутыми стереотипами.

В условное Средневековье суровые и разношерстные европейцы пытаются пробраться в закрытый Китай за черным порохом. По пути они выдают афоризмы из "Происхождения видов" Дарвина за сотни лет до публикации, скачут по пустыне Гоби, в которой отлично смотрелся бы спагетти-вестерн, борются с и удирают от кочевников и активно погибают. Однажды ночью на них нападает и вовсе нечто непонятное, огромное и с зеленой кровью. Герой Метта Дэймона ("Марсианин", "Идентификация Борна") убивает это нечто, но в живых из всей компании остается только он и Педро Паскаль из "Игры престолов". И в таком составе они натыкаются на Великую китайскую стену и весь ее огромный элитный гарнизон.

Фото kinofanat.net

Их бы, конечно, казнили, но тут зеленокровые твари, похожие на комодских драконов, начинают атаку, и сладкая иноземная парочка оказывается на стене во время битвы с пришельцами в китайском стиле. (который почему-то сильно напоминает "Властелин колец"). Орда этих странных созданий нападает на Поднебесную каждые 60 лет вот уже много веков. Помогут ли два европейца остановить это раз и навсегда?

Почему стереотипы перевернуты? Ну например, местные используют белые ленты и небесные фонарики как знак траура и походя называют европейцев варварами. Герои, впрочем, и выглядят как варвары по сравнению с чистыми-умытыми, дисциплинированными и самоотверженными китайцами. Ну и да, они из Европы притащились за черным порохом, а не наоборот.

Фото kinofanat.net

Китайские военные на этом фоне красивые, здоровенные, благородные и из-за этого картонные. Опознаваемые персонажи среди них есть, но они плохо раскрыты. (Им даже не дают поговорить толком!) Имеется стандартный мудрый генерал-наставник, советник-стратег и еще несколько командующих разными видами войск. Все равны как на подбор, с ними... нет, не дядька, а шикарная воинственная командирша женского отряда "журавлей". И какие эти "журавли" выделывают смертельные акробатические номера в воздухе!            Весьма стандартные инопланетяне с пчелиной моделью общества служат не только для пушечного мяса и демонстрации воинской доблести, но еще и иллюстрируют алчность и ненасытность. Европейцы, особенно, персонаж Уиллема Дэфо ("Виноваты звезды", "Человек-паук", "Антихрист"), который 25 лет живет фактически в плену в Китае, тоже неплохо иллюстрируют подобные качества. А также неумение доверять и способность предать любого ради собственной выгоды.

            В визуальном плане картина вообще хороша. Кроме монстров — они могли быть и лучше в фильме с самым большим бюджетом за всю историю китайского кино. Но костюмы  красивые, детализированные и ну очень напоминают эльфийские доспехи из любой части все того же "Властелина колец" или "Хоббитов". Зато декорации безусловно китайские, и в финале есть одна неописуемо прекрасная башня с витражами, ради которой я бы посмотрела этот фильм еще раз.

Фото kinofanat.net

            Мифология как таковая за фильмом не чувствуется, зато за ним чувствуется культура. Судя по всему, это заслуга Чжана Имоу, одного из самых известных китайских режиссеров, потому что он неоднократно работал с историческим материалом и умеет создавать ощущение чего-то большего, чем индивидуальный опыт.

А еще он умеет разыгрывать любовные истории одними взглядами. Это вам не западный около-исторический боевичок и не псевдо-средневековое фэнтази а-ля "Игра престолов". Никаких голых женщин и мужчин, никакого секса, даже поцелуев никаких. Но что хотел сказать автор, понятно. Правда, больше это делается с помощью монтажа. Химия у Дэймона с  Цзин Тянь не самая фантастическая.

Зато героиня ему демонстрирует разницу между темной и светлой стороной. А значит, парню придется делать выбор, и будет какой-никакой рост героя. Если отбросить экзотику, получится пересказ "Грани будущего" с Томом Крузом и Эмили Блант. Впрочем, сюжет здесь не столь важен, да и герои тоже.

Потому что фильм создает ощущение, что герои борются за что-то действительно важное для них. То есть, это не дежурное спасение мира а-ля "Мстители №154". И идеи в духе "жизнь за царя" для китайской стороны — похоже, не пустые слова.

Словом, китайцы против инопланетян — это интересная альтернатива голливудским и отечественным фэнтази-боевикам. Можно, в конце концов иногда посмотреть и пропаганду других стран. Какое-никакое, а разнообразие.

Посмотреть фильм "Великая стена" можно с 26 января в кинотеатрах Саратова. Подробное расписание сеансов картины "Великая стена" смотрите в разделе Афиша Саратова.


Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-02-17/5557.html