Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

В России снизилась популярность интернет-шопинга. Снижение доходов - одна из причин

  • 09:52, 30 января 2017
  • Комментариев[3]
Популярность интернет-шопинга в России в 2016 году упала. В то же время целый ряд торговых сетей сообщили о быстром росте своих продаж онлайн, а больше трети потребителей планируют все же попробовать онлайн-покупки. В противоречивых настроениях россиян разбиралась "Газета.Ru".
В России снизилась популярность интернет-шопинга. Снижение доходов - одна из причин Фото moe-online.ru

Меньше доходов — меньше и покупателей
Число россиян, покупавших товары онлайн, заметно снизилось в прошлом году по сравнению с 2015-м, причем это касается как самых популярных позиций, таких как одежда, так и плохо продающихся через интернет продуктов питания. По мнению экспертов, снижение лишь частично обусловлено падением реальных доходов граждан, так как в денежном выражении рынок растет.

На 12 процентных пунктов, с 65% в 2015 году до 53% в 2016-м, снизилась доля россиян, которые приобретали в сети одежду и аксессуары. Заметное падение интернет-продаж, зафиксированное исследовательской компанией Nielsen, распространяется на все крупные категории товаров, такие как электроника, книги, музыка, косметика, путевки, билеты, продукты питания.

Число покупателей малопопулярной в сегменте онлайн свежей продукции, по данным компании, снизилось вдвое — с 6 до 3% в 2016 году, а упакованных продуктов питания — более чем вдвое: с 12 до 5% соответственно.

В то же время, согласно исследованию, в России более трети потребителей, приобретающих свежие продукты и товары для дома в магазинах, готовы попробовать онлайн-шопинг в ближайшее время. Потенциал, судя по мировой статистике, здесь большой: в среднем в мире 14% респондентов являются покупателями интернет-магазинов продуктов и товаров для дома, а в России только 4%.

Эксперты полагают, что тренд на снижение тяги к интернет-покупкам во многом связан с уменьшением доходов россиян. С общим снижением покупательной активности в 2016 году по сравнению с предыдущим это связали и в самой компании Nielsen.

По последним данным Росстата, опубликованным на этой неделе, реальные доходы россиян за прошлый год снизились почти на 6%. В четвертом квартале прошлого года около 40% жителей России заявили об ухудшении личного материального положения, выяснил Центр конъюнктурных исследований Института НИУ ВШЭ.

«За несколько лет, накопленным итогом, можно говорить о том, что доходы россиян вернулись примерно на уровень 2007 года, а товары, которые покупаются в зарубежных интернет-магазинах, — это, как правило, предметы не первой необходимости. Поэтому в кризисное время спрос на них резко сокращается»
, — согласен аналитик ГК "Алор" Кирилл Яковенко.

В ближайшие два года он ожидает дальнейшего падения спроса на товары зарубежных интернет-площадок, занимающих львиную долю рынка, из-за планируемого введения НДС на покупки. По мнению эксперта, это может сжать рынок в несколько раз и способствовать созданию "серого" и "черного" потоков закупок из зарубежных интернет-магазинов.

Фото advertology.ru

Офлайн быстрее и безопаснее
Покупатели часто совмещают онлайн- и офлайн-сегменты, отмечает Дмитрий Швецов, директор по работе с предприятиями розничной торговли "Nielsen Россия".

«Все больше потребителей обращаются к интернету, чтобы получить информацию о товаре, а затем отправляются в магазин, чтобы приобрести его. Другие же поступают наоборот: изучают офлайн, а заказывают на сайте»
, — говорит эксперт. Вместе с тем при покупке товаров повседневного спроса россияне по-прежнему в большей степени склонны обращаться к офлайн-каналам, добавляет Швецов.

Смене тренда способствовало также некоторое насыщение, которое пришло после нескольких лет увлечения покупками на Aliexpress, Ebay и других площадках, говорит Яковенко из ГК "Алор". Например, российский рынок электроники наводнен недорогими товарами из Китая по ценам, сопоставимым с предлагаемыми для заказов по почте. "Приходя на рынок электроники, вы экономите на времени доставки, не берете на себя риски работы с зарубежным продавцом, не стоите в очереди на почте — вместо этого просто покупаете товар "здесь и сейчас", — объясняет аналитик предпочтения россиян.

Покупки офлайн, по данным исследования, сейчас уверенно доминируют над онлайн-сегментом в России по всем категориям товаров, за исключением путевок, оплаты за услуги отелей и билетов на транспорт, а также билетов на мероприятия. Косметику покупают в обычных магазинах чаще 46% россиян, детские товары — 42%, средства для дома — 55%.

Наращивание популярности интернет-рынка в индустрии повседневных товаров требует серьезной работы со стороны ритейлера, в том числе по обеспечению покупателя максимально полной информацией о товаре и условиях покупки, чтобы повысить доверие. Кроме того, сложность состоит в том, чтобы предложить привлекательные цены и более широкий ассортимент, чем в офлайне.

Но пока, например, по продуктам питания ситуация обратная — цены в онлайне зачастую выше.

Фото 2dsl.ru

Покупателей меньше, зато денег больше
Рынок интернет-торговли, несмотря на снижение его популярности, все равно растет в денежном выражении, и рост этот весьма существенный, сообщили "Газете.Ru" в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). По результатам 2016 года прогнозируется рост оборота интернет-торговли на 18%, до 900 млрд руб., в 2017 году АКИТ прогнозирует ускорение роста до 23% и преодоление отметки в 1,1 трлн руб.

Большинство покупок (51,1%) россияне по-прежнему делают в Китае, и 95,6% заказов не превышает по стоимости €150. В целом рост зарубежных отправлений в Россию только за три квартала прошлого года составил 87%, по результатам года их число достигло 230 млн штук.

Объем трансграничной торговли в деньгах вырос примерно на 45% по сравнению с 2015 годом и составит около 320 млрд руб.

Одна из самых успешных групп товаров в интернете — бытовая техника и электроника, этот рынок продолжает восстанавливаться после падения в 2015 году, указывают в АКИТ. По данным Nielsen, 29% покупателей преимущественно делают такие покупки в интернете, еще 36% — в онлайн- и офлайн-магазинах с одинаковой периодичностью.

Крупнейшая сеть электроники и бытовой техники "М.Видео" отмечает рост интернет-продаж на 27% в 2016 году, это более чем двукратное ускорение по сравнению с показателями 2015 года (12,5% роста).

«Все больше клиентов делают выбор в пользу "бесшовного" перехода между традиционными магазинами и онлайн, совмещая поиск информации и оценку техники "вживую"»
, — отмечает руководитель департамента "М.Видео" по связям с общественностью Валерия Андреева.

Общая тенденция снижения спроса на интернет-покупки может быть связана с тем, что сегодня интернет-торговля прочно вошла в жизнь потребителей, и большинство, попробовав онлайн-шопинг, определилось, подходит он для них или нет, отмечают в АКИТ. Таким образом, те, кому удобнее покупать в интернете, делают там все больше и больше покупок, те же, кому такой способ приобретения товаров не подходит, продолжают делать покупки офлайн. Поэтому объем продаж в интернете увеличивается, а популярность при этом снижается.

Автор: Елена Малышева, "Газета.Ru"

Похожие материалы

  • 12.04.2017, 11:02 СМИ: Домашний интернет может подорожать в 2-3 раза Такой прогноз дают региональные профильные ассоциации. Причиной повышения услуг провайдеров, по их мнению, станет поведение управляющих компаний, которые пускают в дома не всех связистов.
  • 05.04.2017, 11:40 Повестка с Фронта. На форуме журналистам представили новые проекты ОНФ и дали задать "короткие" вопросы Путину Каждый год Общероссийский Народный фронт собирает журналистов региональных и местных СМИ, чтобы они смогли обсудить свои цеховые дела, а также донести до высокопоставленных спикеров - в первую очередь, до президента - проблемы своих территорий. В этом году особое внимание на Медиафоруме в Санкт-Петербурге уделили вопросам сохранения природы в связи с объявленным в стране Годом экологии.
  • 29.03.2017, 13:19 Система 24/7. К 2035 г. будет введен круглосуточный сбор данных о состоянии здоровья россиян Круглосуточный сбор данных о состоянии здоровья большинства граждан России может быть введен к 2035 году: разработка приборов, которые смогут, в том числе, измерять биохимические показатели крови, может быть начата уже во II квартале текущего года. Советник президента по развитию интернета Герман Клименко считает, что онлайн-медицина может стать реальностью в России уже в течении ближайших пяти лет.
  • 17.03.2017, 12:34 Рецепты экономии на связи. Как выбрать пакетный тариф Сократить расходы на связь кардинально - это, значит, почти полностью отказаться от нее. Такой рецепт имеет право на существование, однако вряд ли будет востребован большинством. Как ни крути, уже трудно представить себе полноценную жизнь без звонков по мобильному, без общения в социальных сетях, покупок в интернете, ТВ и прочего. Разумным сценарием может стать переход на пакетный тариф, т.е. покупка всех услуг связи у одного оператора.
  • 13.02.2017, 13:30 Н@блюдатель. "Темная лошадка" во главе думы Кажется, лихорадочный темп, который приобрели события в первые недели года, немного поутих. В Саратовской городской думе определились с новым председателем - им был избран Виктор Малетин. Долгое время находившийся в тени первых лиц, будучи заместителем сначала Грищенко, потом (хотя и недолго) Наумова, он вышел теперь на первый план. Ранее редко мелькавший в новостях политик стал одной из самых упоминаемых персон на прошлой неделе.

Новые материалы

  • 29.05.2017, 11:19 СМИ: Минстрой намерен отказаться от летних отключений горячей воды Отказ от отключений горячей воды в летний период возможен в случае удачного технологического эксперимента. Его планируют провести в 2-х российских городах, выбор муниципалитетов еще не завершен. Об этом рассказал замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис.
  • 29.05.2017, 10:35 Энергетики снова заговорили про "крест Чубайса". В России прогнозируется энергодефицит К 2025 году больше половины действующих генерирующих мощностей морально устареют. Энергетики разрабатывают механизмы привлечения инвестиций для модернизации генерации, но в итоге так или иначе за это придется заплатить потребителям. Крупные потребители считают, что все механизмы для модернизации уже созданы и оплачивать растущие аппетиты производителей не хотят.
Новости партнеров
 Orphus