Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

В России снизилась популярность интернет-шопинга. Снижение доходов - одна из причин

  • 09:52, 30 января 2017
  • Комментариев[3]
Популярность интернет-шопинга в России в 2016 году упала. В то же время целый ряд торговых сетей сообщили о быстром росте своих продаж онлайн, а больше трети потребителей планируют все же попробовать онлайн-покупки. В противоречивых настроениях россиян разбиралась "Газета.Ru".
В России снизилась популярность интернет-шопинга. Снижение доходов - одна из причин Фото moe-online.ru

Меньше доходов — меньше и покупателей
Число россиян, покупавших товары онлайн, заметно снизилось в прошлом году по сравнению с 2015-м, причем это касается как самых популярных позиций, таких как одежда, так и плохо продающихся через интернет продуктов питания. По мнению экспертов, снижение лишь частично обусловлено падением реальных доходов граждан, так как в денежном выражении рынок растет.

На 12 процентных пунктов, с 65% в 2015 году до 53% в 2016-м, снизилась доля россиян, которые приобретали в сети одежду и аксессуары. Заметное падение интернет-продаж, зафиксированное исследовательской компанией Nielsen, распространяется на все крупные категории товаров, такие как электроника, книги, музыка, косметика, путевки, билеты, продукты питания.

Число покупателей малопопулярной в сегменте онлайн свежей продукции, по данным компании, снизилось вдвое — с 6 до 3% в 2016 году, а упакованных продуктов питания — более чем вдвое: с 12 до 5% соответственно.

В то же время, согласно исследованию, в России более трети потребителей, приобретающих свежие продукты и товары для дома в магазинах, готовы попробовать онлайн-шопинг в ближайшее время. Потенциал, судя по мировой статистике, здесь большой: в среднем в мире 14% респондентов являются покупателями интернет-магазинов продуктов и товаров для дома, а в России только 4%.

Эксперты полагают, что тренд на снижение тяги к интернет-покупкам во многом связан с уменьшением доходов россиян. С общим снижением покупательной активности в 2016 году по сравнению с предыдущим это связали и в самой компании Nielsen.

По последним данным Росстата, опубликованным на этой неделе, реальные доходы россиян за прошлый год снизились почти на 6%. В четвертом квартале прошлого года около 40% жителей России заявили об ухудшении личного материального положения, выяснил Центр конъюнктурных исследований Института НИУ ВШЭ.

«За несколько лет, накопленным итогом, можно говорить о том, что доходы россиян вернулись примерно на уровень 2007 года, а товары, которые покупаются в зарубежных интернет-магазинах, — это, как правило, предметы не первой необходимости. Поэтому в кризисное время спрос на них резко сокращается»
, — согласен аналитик ГК "Алор" Кирилл Яковенко.

В ближайшие два года он ожидает дальнейшего падения спроса на товары зарубежных интернет-площадок, занимающих львиную долю рынка, из-за планируемого введения НДС на покупки. По мнению эксперта, это может сжать рынок в несколько раз и способствовать созданию "серого" и "черного" потоков закупок из зарубежных интернет-магазинов.

Фото advertology.ru

Офлайн быстрее и безопаснее
Покупатели часто совмещают онлайн- и офлайн-сегменты, отмечает Дмитрий Швецов, директор по работе с предприятиями розничной торговли "Nielsen Россия".

«Все больше потребителей обращаются к интернету, чтобы получить информацию о товаре, а затем отправляются в магазин, чтобы приобрести его. Другие же поступают наоборот: изучают офлайн, а заказывают на сайте»
, — говорит эксперт. Вместе с тем при покупке товаров повседневного спроса россияне по-прежнему в большей степени склонны обращаться к офлайн-каналам, добавляет Швецов.

Смене тренда способствовало также некоторое насыщение, которое пришло после нескольких лет увлечения покупками на Aliexpress, Ebay и других площадках, говорит Яковенко из ГК "Алор". Например, российский рынок электроники наводнен недорогими товарами из Китая по ценам, сопоставимым с предлагаемыми для заказов по почте. "Приходя на рынок электроники, вы экономите на времени доставки, не берете на себя риски работы с зарубежным продавцом, не стоите в очереди на почте — вместо этого просто покупаете товар "здесь и сейчас", — объясняет аналитик предпочтения россиян.

Покупки офлайн, по данным исследования, сейчас уверенно доминируют над онлайн-сегментом в России по всем категориям товаров, за исключением путевок, оплаты за услуги отелей и билетов на транспорт, а также билетов на мероприятия. Косметику покупают в обычных магазинах чаще 46% россиян, детские товары — 42%, средства для дома — 55%.

Наращивание популярности интернет-рынка в индустрии повседневных товаров требует серьезной работы со стороны ритейлера, в том числе по обеспечению покупателя максимально полной информацией о товаре и условиях покупки, чтобы повысить доверие. Кроме того, сложность состоит в том, чтобы предложить привлекательные цены и более широкий ассортимент, чем в офлайне.

Но пока, например, по продуктам питания ситуация обратная — цены в онлайне зачастую выше.

Фото 2dsl.ru

Покупателей меньше, зато денег больше
Рынок интернет-торговли, несмотря на снижение его популярности, все равно растет в денежном выражении, и рост этот весьма существенный, сообщили "Газете.Ru" в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). По результатам 2016 года прогнозируется рост оборота интернет-торговли на 18%, до 900 млрд руб., в 2017 году АКИТ прогнозирует ускорение роста до 23% и преодоление отметки в 1,1 трлн руб.

Большинство покупок (51,1%) россияне по-прежнему делают в Китае, и 95,6% заказов не превышает по стоимости €150. В целом рост зарубежных отправлений в Россию только за три квартала прошлого года составил 87%, по результатам года их число достигло 230 млн штук.

Объем трансграничной торговли в деньгах вырос примерно на 45% по сравнению с 2015 годом и составит около 320 млрд руб.

Одна из самых успешных групп товаров в интернете — бытовая техника и электроника, этот рынок продолжает восстанавливаться после падения в 2015 году, указывают в АКИТ. По данным Nielsen, 29% покупателей преимущественно делают такие покупки в интернете, еще 36% — в онлайн- и офлайн-магазинах с одинаковой периодичностью.

Крупнейшая сеть электроники и бытовой техники "М.Видео" отмечает рост интернет-продаж на 27% в 2016 году, это более чем двукратное ускорение по сравнению с показателями 2015 года (12,5% роста).

«Все больше клиентов делают выбор в пользу "бесшовного" перехода между традиционными магазинами и онлайн, совмещая поиск информации и оценку техники "вживую"»
, — отмечает руководитель департамента "М.Видео" по связям с общественностью Валерия Андреева.

Общая тенденция снижения спроса на интернет-покупки может быть связана с тем, что сегодня интернет-торговля прочно вошла в жизнь потребителей, и большинство, попробовав онлайн-шопинг, определилось, подходит он для них или нет, отмечают в АКИТ. Таким образом, те, кому удобнее покупать в интернете, делают там все больше и больше покупок, те же, кому такой способ приобретения товаров не подходит, продолжают делать покупки офлайн. Поэтому объем продаж в интернете увеличивается, а популярность при этом снижается.

Автор: Елена Малышева, "Газета.Ru"

Похожие материалы

  • 13.02.2017, 13:30 Н@блюдатель. "Темная лошадка" во главе думы Кажется, лихорадочный темп, который приобрели события в первые недели года, немного поутих. В Саратовской городской думе определились с новым председателем - им был избран Виктор Малетин. Долгое время находившийся в тени первых лиц, будучи заместителем сначала Грищенко, потом (хотя и недолго) Наумова, он вышел теперь на первый план. Ранее редко мелькавший в новостях политик стал одной из самых упоминаемых персон на прошлой неделе.
  • 07.02.2017, 10:38 СМИ: Операторы отказываются от безлимитных тарифов на мобильный интернет Российские операторы сотовой связи отказываются от безлимитных пакетов мобильного интернета в своих тарифных планах.
  • 06.02.2017, 12:00 Н@блюдатель. Уход Лобанова и непонятная агломерация Начало года в Саратовской области получается довольно остросюжетным. Пока в правительстве области строят планы по развитию "Саратовской агломерации" и используют "бородатую" тему с саратовским айфоном, основными поставщиками новостей продолжают оставаться правоохранительные органы. Количество пойманных коррупционеров растет уже чуть ли не в геометрической прогрессии. СМИ пока не взялись осмыслять природу этого феномена и пока просто регистрируют вопиющие случаи взяточничества и казнокрадства.
  • 26.01.2017, 11:28 СМИ: Интернет-магазины накажут за фальшивые скидки В начале следующей недели в России стартуют распродажи в интернет-магазинах, которые решили поддержать российскую акцию "киберпонедельник".
  • 10.01.2017, 16:51 Кнопка не работает. Автовладельцы жалуются на электронные полисы ОСАГО С 2017 года все страховые компании обязаны предоставлять возможность купить полис онлайн. От автовладельцев уже поступают жалобы, но несмотря на недовольство и главный недостаток электронного ОСАГО — невозможность его проверки сотрудником ДПС без Интернета — услуга пользуется спросом.

Новые материалы

  • 28.02.2017, 12:19 Честный способ изъятия денег у населения. С целью просвещения Министерство финансов наконец определилось с программой "народных облигаций". С апреля любой россиянин сможет выдать кредит правительству. В качестве главных преимуществ ценных бумаг называют их надежность и выгодность — проценты по ним выше ставок банковских вкладов. В то же время советский опыт показал, что выпуск таких облигаций — еще один способ законного изъятия денег у населения.
  • 28.02.2017, 11:53 Модные пальто весны-2017. Без рукавов и с вышивкой Именно пальто открывает новый теплый сезон с сочными оттенками и модными экспериментами. Пальто облегчает образ после зимних морозов и вдохновляет на весенние преображения. Долой лишнюю нагрузку с плеч и стереотипы из мыслей о стильных луках. Идеальному выбору пальто для весны-2017 поможет обзор модных тенденций.
Новости партнеров
 Orphus