ФОКУС ГОРОДА 11:02, 27.01.2017

Продажи российского ритейла растут. А доходы населения падают

Сразу несколько сетей отчитались о серьезном росте продаж по итогам 2016 года. Так, "Лента" увеличила выручку на 21%. X5 Retail в прошлом году прибавил 27,5% по сравнению с 2015-м. "Магнит", который раскрыл свою выручку в начале января, показал более скромные результаты: показатель увеличился на 13%.

При этом Росстат сообщил, что реальные располагаемые денежные доходы населения в декабре упали на 6,1% по сравнению с декабрем 2015 года, а за весь прошлый год доходы россиян упали на 5,9% по сравнению с 2015-м. О чем свидетельствует рост продаж крупнейших ритейлеров на фоне падения доходов населения?

Старший аналитик ФГ БКС Марат Ибрагимов:

«Это означает, что организованные ритейлеры отнимают рыночную долю у неорганизованных — рынки, киоски, павильоны и небольших продуктовых сетей, региональных и московских, вот что это означает. Они же увеличивают, они же открывают новые магазины. И вот они отбирают этими магазинами трафик и деньги, которые тратит население, у менее эффективных конкурентов. То есть растут в основном за счет открытия новых магазинов. А общие траты населения не особо растут, в реальном выражении, получается, падают на 6%. Просто они на фоне падающего рынка, за счет экспансии, отбирают долю у тех, которые не имеют возможности конкурировать, не растут, естественно, из-за того, что тяжелая экономическая ситуация и высокие процентные ставки.»

Как снижение доходов сказалось на покупательской активности россиян?

Заместитель гендиректора Vector Market Research Дина Григолая: "Это может говорить об индивидуальных результатах конкретно этих сетей. Дальше возникает следующий вопрос: почему именно в них пришли клиенты и почему оставили больше денег при условии, что общие доходы населения снизились. Но это вопрос, скорее, к ассортиментной политике, к доступности, к тому, где расположены магазины и какая у них стратегия по привлечению покупателей. Могут быть абсолютно разные варианты ответа, как ассортимент, так и программы лояльности, программы стимулирования сбыта. Потребительский спрос меняется, но, скажем так, он сильно трансформировался за последние два года в пользу более рационального поведения, в пользу отказа от дорогостоящих покупок, в пользу отказа от более дорогих продуктовых категорий для большой части населения. Просто люди продолжают потреблять рационально, бюджетно по возможности. Не уверена, что здесь уместно слово экономно, это просто другая структура потребления и другая продуктовая корзина. От 2017 года население ждет улучшения. Люди устали немного от плохих новостей и поэтому готовы надеяться и ожидать лучшего. но с точки зрения экономических предпосылок, конечно, существенного, радикального изменения пока для широких слоев населения не происходит".

Данные Росстата о падении доходов населения прокомментировал глава "ВТБ 24" Михаил Задорнов. По его словам, за два года россияне обеднели на 15% , но стали лучше платить по долгам. "Это очень большое снижение уровня жизни. Как себя ведут люди в этой ситуации? Они очень аккуратно платят по долгам", — отметил банкир, слова которого приводит РИА Новости.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-01-27/5498.html