ФОКУС ГОРОДА 10:02, 27.01.2017

"Притяжение". Заметки киномана

Простая девочка (Ирина Старшенбаум) живет в московском Чертаново, ходит в школу и встречается с парнем-с-района явно старше себя. Тем временем, в мире вокруг происходят всякие интересные вещи. В частности, ожидается один из самых крупных метеоритных дождей за десятилетия. Но молодой паре не до того, у них начинается совращение (по сюжету практически точно) несовершеннолетней. Только все идет не по плану.

Потому что вместе с метеоритами прилетает огромное НЛО, сносит крыши с половины многоэтажек, убивает ее подругу и, в целом, не способствует романтике. Массовая паника и истерия среди населения того и гляди выльется на улицы массовой агрессией. (Потому что население не видит всего, что видят зрители фильма). Чертановцы формируют свое мнение о пришельцах по голливудскому кино и до смерти боятся, что тем позарез нужно нас всех завоевать, поработить и угнести. А власти во главе с девочкиным папой (Олег Меньшиков, "Легенда №17", "Статский советник") вместо того, чтобы стереть гостей с лица Земли, ограничились забором с колючей проволокой и толпой людей в форме вокруг места происшествия.

Фото startfilm.ru

Молодежь в лице девочки, ее парня и его гоп-компании, конечно, решает, что они-то знают лучше, и берет дело в свои руки. Парням в итоге достается экзоскелет, а девушке — вполне себе привлекательный гуманоидный инопланетянин со стильной хипстерской бородкой. Выясняется, что никому в галактике их Чертаново даром не нужно, что отечественные военные сами сбили НЛО, которое просто "мимокрокодило", и что "чужой" не значит "плохой". Но если атмосфера накалилась, что эта информация изменит?

Федор Бондарчук верен себе: в "Притяжении" хватает "слоумо", смакования разрушений, интересной операторской работы и спецэффектов. Конечно, не голливудского размаха, но и не за 5 копеек. (За 400 миллионов рублей, если вам интересно. В IMAX выглядит неплохо). Он может делать кино захватывающим, выстраивать более-менее ровный ритм и рассказывать внятную историю. (Иногда, по крайней мере). Но, в отличие от "Сталинграда", это не ура-патриотизм с человеческим лицом. Наоборот, это критика современности в оболочке фантастики.

Фото v-2017.com



 Потому что, с кинематографической точки зрения, фильм хороший. Но смотреть его может быть неприятно. Фантастическая ситуация очень точно отразила современные повадки россиян. На большом экране наши "моя земля", "мы не звали", "ведут себя как дома, в общем, "Земля — для землян", смотрятся очень неприглядно. Конечно, мы видели подобное поведение в кино, но обычно это Уилл Смит и/или бравые-но-тупые американцы. А тут вполне себе узнаваемые соотечественники. И не менее узнаваемая потребность нашего населения огородить и не пускать, а заодно пойти и кулаками доказать, кто тут главный. И национальная паранойя, когда в каждом, не похожем на тебя, видишь врага. И поведение правительства, которое само заварило кашу, но скорее падет, чем признается в этом. И телевидение с соцсетями, которые разжигают и раззадоривают (Героиня в лоб говорит инопланетянину, мол, не смотри! А то через полчаса сам пойдешь пришельцев мочить). Тотальная зашоренность и неспособность увидеть ситуацию со стороны, слепая ярость, под которой ужас, — все это в разы страшнее разрушения спального района Москвы.

Тут чудовищно избитая идея, что пришельцы посчитают нас примитивными существами, звучит абсолютно уместно.

Правда, это не относится ко всем банальным научно-фантастическим идеям, которые попали в этот фильм. "Мы, земляне, такие внезапные все! Особенно девушки! И никак-то наши поступки не поддаются логике и анализу, и в этом-то и есть наша сила" и, особенно, "Да мы примитивные, но мы умеем лююююбииииить! Поэтому нашу жестокость по отношению ко всему окружающему можно простить" — без подобного можно было обойтись. Это смотрелось более-менее свежо в 60-х в сериале "Звездный путь", но с тех пор много воды утекло. Пора бы уже перестать выставлять чувства, эмоции и неумение с ними конструктивно работать проявлением загадочной русской души.

Фото girudotyerapiya.ru

Встречаются в фильме и откровенные глупости. Вроде мальчика- "ботаника", который, видимо, планирует стать рентгеновским аппаратом, когда вырастет, — он с одного взгляда на завернутого в пластик пришельца определил, что у него такая же анатомия. Или необъяснимые банальности — у хорошего пришельца панелька экзо-костюма светилась голубым, а у плохого гопника — красным. Там что, механика костюма поменялась каким-то образом? Но такого немного.

Забавные моменты тоже имеются. Например, пришелец натягивает маечку с Гагариным, а в ответ на комментарий, что он странный какой-то, героиня выдают лучшую шутку картины: "Он просто из Питера".

Кстати, очень здорово, что центральный персонаж — девушка, и это действительно интересный персонаж. Не хуже героини из "Изгой один". Это не сахарная инженю, которая сидит и ждет, что ее спасут, как в "Битве магов". Большую часть картины она сама движет сюжет. И играет ее не какая-нибудь Ходченкова, а практически неизвестная актриса. За исключением Сергея Гармаша с Олегом Меньшиковым, актерский состав в принципе состоит из свежих лиц. И они радуют. Особенно потому, что практически все персонажи неоднозначные и их точка зрения понятна и показана. Не проработаны только инопланетяне как вид. Это какие-то абстрактные существа, которые живут вечно, обладают супер-технологиями и... все. Что-то у них там еще с чувствами непонятное. Почему, если ты живешь вечно, ты не испытываешь ни любви, ни ненависти? Нашим киношным вампирам это никогда не мешало. Впрочем, главный герой-пришелец (Риналь Мухаметов) сам по себе довольно внятен. Этакий милый интеллигентный молодой человек, напоминающий то о "Гостье из будущего", то о каком-нибудь Медведе из "Обыкновенного чуда" в исполнении Александра Абдулова.

Это картина для молодежной аудитории со всеми издержками производства и набором тем и мотивов – отцы и дети, кто кого слушает и слушается и (после "Сумерек" с обязательным) любовным треугольником. То есть, это не "всеядное" кино, оно не рассчитано на всех сразу. Это именно для тех, кому нравятся "Голодные игры", "Бегущий в лабиринте" и прочие "Дивергенты". И если с первой франшизой фильму соревноваться не стоит (Хотя изображение современного общества, при желании, может), то он точно не хуже, а местами и лучше последних двух. В том, что касается научной фантастичности, "Притяжение" больше похоже на "Район №9" для подростков, чем на "Прибытие" или на "День независимости".

Но, вообще, лучше б этот летающий объект в Канаду упал. Тот же климат, зато целее бы остался. Не готово еще наше общество к пришельцам.

Посмотреть фильм "Притяжение" можно с 26 января в кинотеатрах Саратова. Подробное расписание сеансов картины "Притяжение" смотрите в разделе Афиша Саратова.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-01-27/5497.html