Простая девочка (Ирина Старшенбаум) живет в московском Чертаново, ходит в школу и встречается с парнем-с-района явно старше себя. Тем временем, в мире вокруг происходят всякие интересные вещи. В частности, ожидается один из самых крупных метеоритных дождей за десятилетия. Но молодой паре не до того, у них начинается совращение (по сюжету практически точно) несовершеннолетней. Только все идет не по плану.
Потому что вместе с метеоритами прилетает огромное НЛО, сносит крыши с половины многоэтажек, убивает ее подругу и, в целом, не способствует романтике. Массовая паника и истерия среди населения того и гляди выльется на улицы массовой агрессией. (Потому что население не видит всего, что видят зрители фильма). Чертановцы формируют свое мнение о пришельцах по голливудскому кино и до смерти боятся, что тем позарез нужно нас всех завоевать, поработить и угнести. А власти во главе с девочкиным папой (Олег Меньшиков, "Легенда №17", "Статский советник") вместо того, чтобы стереть гостей с лица Земли, ограничились забором с колючей проволокой и толпой людей в форме вокруг места происшествия.
Молодежь в лице девочки, ее парня и его гоп-компании, конечно, решает, что они-то знают лучше, и берет дело в свои руки. Парням в итоге достается экзоскелет, а девушке — вполне себе привлекательный гуманоидный инопланетянин со стильной хипстерской бородкой. Выясняется, что никому в галактике их Чертаново даром не нужно, что отечественные военные сами сбили НЛО, которое просто "мимокрокодило", и что "чужой" не значит "плохой". Но если атмосфера накалилась, что эта информация изменит?
Федор Бондарчук верен себе: в "Притяжении" хватает "слоумо", смакования разрушений, интересной операторской работы и спецэффектов. Конечно, не голливудского размаха, но и не за 5 копеек. (За 400 миллионов рублей, если вам интересно. В IMAX выглядит неплохо). Он может делать кино захватывающим, выстраивать более-менее ровный ритм и рассказывать внятную историю. (Иногда, по крайней мере). Но, в отличие от "Сталинграда", это не ура-патриотизм с человеческим лицом. Наоборот, это критика современности в оболочке фантастики.
Тут чудовищно избитая идея, что пришельцы посчитают нас примитивными существами, звучит абсолютно уместно.
Правда, это не относится ко всем банальным научно-фантастическим идеям, которые попали в этот фильм. "Мы, земляне, такие внезапные все! Особенно девушки! И никак-то наши поступки не поддаются логике и анализу, и в этом-то и есть наша сила" и, особенно, "Да мы примитивные, но мы умеем лююююбииииить! Поэтому нашу жестокость по отношению ко всему окружающему можно простить" — без подобного можно было обойтись. Это смотрелось более-менее свежо в 60-х в сериале "Звездный путь", но с тех пор много воды утекло. Пора бы уже перестать выставлять чувства, эмоции и неумение с ними конструктивно работать проявлением загадочной русской души.
Встречаются в фильме и откровенные глупости. Вроде мальчика- "ботаника", который, видимо, планирует стать рентгеновским аппаратом, когда вырастет, — он с одного взгляда на завернутого в пластик пришельца определил, что у него такая же анатомия. Или необъяснимые банальности — у хорошего пришельца панелька экзо-костюма светилась голубым, а у плохого гопника — красным. Там что, механика костюма поменялась каким-то образом? Но такого немного.
Забавные моменты тоже имеются. Например, пришелец натягивает маечку с Гагариным, а в ответ на комментарий, что он странный какой-то, героиня выдают лучшую шутку картины: "Он просто из Питера".
Кстати, очень здорово, что центральный персонаж — девушка, и это действительно интересный персонаж. Не хуже героини из "Изгой один". Это не сахарная инженю, которая сидит и ждет, что ее спасут, как в "Битве магов". Большую часть картины она сама движет сюжет. И играет ее не какая-нибудь Ходченкова, а практически неизвестная актриса. За исключением Сергея Гармаша с Олегом Меньшиковым, актерский состав в принципе состоит из свежих лиц. И они радуют. Особенно потому, что практически все персонажи неоднозначные и их точка зрения понятна и показана. Не проработаны только инопланетяне как вид. Это какие-то абстрактные существа, которые живут вечно, обладают супер-технологиями и... все. Что-то у них там еще с чувствами непонятное. Почему, если ты живешь вечно, ты не испытываешь ни любви, ни ненависти? Нашим киношным вампирам это никогда не мешало. Впрочем, главный герой-пришелец (Риналь Мухаметов) сам по себе довольно внятен. Этакий милый интеллигентный молодой человек, напоминающий то о "Гостье из будущего", то о каком-нибудь Медведе из "Обыкновенного чуда" в исполнении Александра Абдулова.
Это картина для молодежной аудитории со всеми издержками производства и набором тем и мотивов – отцы и дети, кто кого слушает и слушается и (после "Сумерек" с обязательным) любовным треугольником. То есть, это не "всеядное" кино, оно не рассчитано на всех сразу. Это именно для тех, кому нравятся "Голодные игры", "Бегущий в лабиринте" и прочие "Дивергенты". И если с первой франшизой фильму соревноваться не стоит (Хотя изображение современного общества, при желании, может), то он точно не хуже, а местами и лучше последних двух. В том, что касается научной фантастичности, "Притяжение" больше похоже на "Район №9" для подростков, чем на "Прибытие" или на "День независимости".
Но, вообще, лучше б этот летающий объект в Канаду упал. Тот же климат, зато целее бы остался. Не готово еще наше общество к пришельцам.
Посмотреть фильм "Притяжение" можно с 26 января в кинотеатрах Саратова. Подробное расписание сеансов картины "Притяжение" смотрите в разделе Афиша Саратова.