ФОКУС ГОРОДА 10:47, 13.01.2017

"Ла-ла лэнд". Заметки киномана

Для начала, классическую историю любви в формате мюзикла, которые лет так 60-70 назад выпускали пачками в городе с огромной надписью на холме.

Не слишком успешно начинающая актриса (Эмма Стоун, "Новый человек-паук", "Прислуга", "Бёрдмен") встречает такого же неудачливого пианиста (Райан Гослинг, "Дневник памяти", "Ларс и настоящая девушка", "Игра на понижение"). После нескольких случайных встреч они решают, что, возможно, это все неслучайно. Но он помешан на джазе и мечтает открыть свой джаз-клуб, а она ставит моно-спектакль. Так ли легко сочетать воплощение мечты в реальность с любовью?

"Ла-ла лэнд" — это не только прозвище Лос-Анджелеса, но и идиома. Отправиться в ла-ла лэнд — это уйти от жестокой реальности в страну грез и фантазий, чем всегда и были мюзиклы "золотой эры" Голливуда. Так что, предупреждаю сразу: здесь люди внезапно начинают петь, вальсировать, бить чечетку и всячески выражать свои эмоции просто потому, что хочется.

Фото saturn-imax.ru

Любовью к старым голливудским мюзиклам в фильме пронизано все. (Когда я говорю "старые", я имею ввиду не "Чикаго" 2002 года, а "Поющих под дождем" 1952-го, "Звезда родилась" 1954-го, фильмы Винсента Минелли и Фреда Астера с Джинджер Роджерс, которые — о ужас! — черно-белые). Это ностальгия, но не попытка воссоздать то кино в нынешних условиях, как "Артист". "Ла-ла лэнд" только использует приемы и эстетику, сам по себе он почти новаторский. И вечную историю он рассказывает (точнее, больше показывает, чем рассказывает) по-новому. Он не всегда линейный, большую роль тут играет воображение, фантазии, флэшбеки и прочие отступления от темы. Такую большую, что иногда не сразу понятно, реальность на экране или нет (и я даже не про танцы посреди улицы). А пятиминутный финал без слов — это шедевр внутри... ну, если не шедевра, то чего-то явно близкого по художественной ценности.

"Ла-ла лэнд" сочетает размах (начальная сцена в огромной пробке снималась не в студии, а собственно на дороге) и очень интимную и трогательную манеру повествования.

Все это — черты индивидуального стиля одного из самых интересных молодых режиссеров Голливуда Дэмьена Шазелла. В 2013-м он снял "Одержимость", за которую получил пучок наград и номинаций Джей Кэй Симмонс — "Оскар"). И если вы ее видели, вы сразу узнаете и стиль, и любовь автора к музыке. Да не просто к музыке. К джазу.

Фото thr.ru

Джаз здесь — почти отдельный персонаж (и написал его Джастин Гурвиц, старый друг режиссера, отвечавший за музыку и в "Одержимости"). Это не sing-through мюзикл (где песни двигают сюжет как диалоги), как "Отверженные", но и не совсем стандартный голливудский формат с show-stoppers — песнями, которые можно назвать гвоздем программы и исполнять вне контекста (чем и занималась масса джазовых исполнителей, кстати). В центре две мелодии, а не отдельно стоящие запоминающиеся песни. Зато эти мелодии очень красивые и запросто могут надолго застрять у вас в голове.

Великолепный вокал — это вообще не то, зачем на фильм стоит идти. Хотя здесь несовершенная манера исполнения соответствует интимной интонации фильма и выглядит как осознанный выбор, а не желание использовать "звезд" для привлечения внимания, как в "Mamma mia!". Картину стоит смотреть ради отличной актерской игры. Эмма Стоун и Райан Гослинг чудо как хороши! Это их третий совместный фильм, у них несомненно есть химия, и ее видно с самого начала. И именно они превращают сюжет, который мог быть проходной мелодрамой, в трогательную и искреннюю романтическую трагикомедию (да, бывает и так). Они похожи на пару из классических мюзиклов и исполняют несколько номеров а-ля Фред и Джинджер. А с европейскими мюзиклами картину роднит финал, напоминающий о французских "Шербурских зонтиках" (а, может, и "Фреде и Джинджер" Феллини).

Фото tvmax.do.am

Это не спойлер, а предупреждение. "Ла-ла лэнд" прячет под нежными мелодиями и чечеткой тонкую психологическую драму. Да и тем для размышлений тут хватит на всех, и про любовь будет только часть. Шазелл продолжает тему "Одержимости" и снова поднимает вопрос о том, чем люди жертвуют ради творчества и мечты. И речь идет не про амбиции, конкуренцию и неприглядные стороны голливудской жизни, которые в кино тоже показывали долго и тщательно. Скорее, герои просто делают выбор, а дальше случается жизнь.

Кстати, Голливуд тут вообще не совсем привычный. В кадре современность и есть полуголые девицы у бассейна. Но город ангелов здесь имеет историю. Влюбленная пара гуляет по студии Warner Bros., где стоят легендарные декорации. Герой хочет выкупить клуб, в котором выступали не менее легендарные джаз-музыканты. И в целом, "Ла-ла лэнд" покажет много мест, которые не так часто мелькают в кино. И никаких высоток.

Мягкое освещение, яркая одежда всех цветов радуги и старомодная широкоформатная кинематографическая система SinemaScope (а значит, это кино буквально выглядит лучше в кинотеатре) — и вот современность опознается только по машинам, телефонам и ноутбукам. Все остальное могло бы быть и в 50-х, 60-х.

Не факт, что фильм понравится всем. Он как "Бёрдмэн". Либо это ваше кино, либо вы только руками разведете и скажете, что, мол, кино на любителя. Не факт даже, что он окажется по вкусу всем, кто любит мюзиклы. Потому что это тоже весьма и весьма разнородный жанр, а "Ла-ла лэнд" — не Диснеевский мультик, который сделан, чтобы всем нравиться. И, в отличие от тех же "Отверженных" или "Чем дальше в лес", это оригинальное произведение, которое никогда не шло на Бродвее.

Но если вам полюбилась "Одержимость", эта картина тоже должна пойти хорошо. Кстати, она может подойти для свиданий, если кто-то из пары любит мюзиклы или хотя бы не против. Ну и интересующимся кинематографическими полотнами, которые собирают тонны премий, ее стоит посмотреть, потому что это пока лучший американский фильм прошлого года, который вышел в прокат в России. И (что бывает не так уж и часто) это не стандартная (долгая и нудная) оскаровская драма, а живой легкий и романтичный фильм!

Посмотреть фильм "Ла-ла лэнд" можно с 12 января в кинотеатрах Саратова. Подробное расписание сеансов "Ла-ла лэнд" смотрите в разделе Афиша Саратова.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2017-01-13/5465.html