ФОКУС ГОРОДА 12:19, 28.12.2016

"Зима была снежная". Парадоксальный мир мороза и тепла

Сегодня - рассказ о работе Виктора Чудина, которая дала название циклу статей. Итак, картина "Зима была снежная", написанная в 1985-м году.

Эта полотно относится к серии зимних пейзажей Виктора Федоровича Чудина, созданных в конце 1970-х - 1980-х годах. Зима в его работах - не суровое время года, не природная стихия, а один из вариантов сказочной красоты, который становится символом, средством выражения того или иного эмоционального состояния, полем для поиска и реализации колористических, фактурных и объемно-пространственных решений. Отталкиваясь от реального мотива, художник создает собственный парадоксальный мир, похожий на воспоминания о детстве, когда все плохое и драматичное забывается, а остается лишь доброе чувство родного дома.

"Зима была снежная", В.Чудин

Как и в других пейзажах цикла, темой картины "Зима была снежная" является укрытая снегом русская деревня с ее маленькими домиками, треугольными крышами и изломанными линиями голых деревьев. В этом пейзаже художник смотрит на убегающие вдаль домики как бы с холма или с крыши дома. На первом плане широкая улица. Среди сугробов резвятся черная собака и рыжая кошка. Справа изображены два деревянных дома, более других приближенных к зрителю. Поэтому на полотне картины они соразмерны с двухэтажным каменным домом, отличающимся от остальных и своим видом, и большим размером. Зимнее солнце холодных оттенков, круглое и яркое, как на детских рисунках, расцвечивает небо, дома и снег радужными красками. Оно расположено справа прямо над заснеженной крышей, на которой так ярко сияют его лучи, что она кажется прозрачной, хрустальной. Используя вспышки красных, желтых, оранжевых и теплых зеленых рефлексов среди основной серо-бело-голубой палитры, Чудин лишает зиму ее суровости и создает удивительную, парадоксальную среди снегов и морозов атмосферу домашнего уюта, душевного тепла и сияющей, переливающейся красоты. Подобное эмоционально-поэтическое звучание характерно для всей серии зимних пейзажей Чудина 1970-1980-х годов.

Виктор Федорович Чудин (1936 – 2016 г.г.) – был одним из представителей саратовской школы художников. Впервые о саратовской школе заговорили в связи с творчеством целой плеяды художников-символистов, уроженцев саратовской земли - В. Борисов-Мусатов, П. Кузнецов, П. Уткин, К. Петров-Водкин, А. Матвеев. Решающей предпосылкой ее возникновения стало основание в Саратове в 1885 году Боголюбовым Радищевского музея. В.Э. Борисов-Мусатов был неофициальным мэтром, учителем, а его новаторские идеи стали сущностью саратовской школы. Молодых художников - последователей Мусатова связывали взаимные симпатии земляков, друзей и соучеников (по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества (1897 - 1904)), совпадение взглядов, устремлений, понимание задач искусства, увлечение французским символизмом и немецким модерном, а также сильное впечатление от природы Поволжья, полученное в детстве и юности, и перенесенное этими художниками в свое творчество. Эта общность художников, сложившаяся на рубеже XIX - ХХ веков, через объединение "Голубая роза" (1907 - 1910), признанным вождем которого был Павел Кузнецов, дала русскому искусству мощный импульс и преодолела местные рамки. Ее достижения легли в основу дальнейшего развития русского искусства.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-12-28/5433.html