На что есть деньги
По уже сложившейся в Белом доме традиции антикризисный план делится на две неравные части. Большая часть плана по стоимости (его копия есть в распоряжении "Газеты.Ru") — это расходы, уже заложенные в проект федерального бюджета на 2017–2019 годы. Документ направлен новым министром экономического развития Максимом Орешкиным в Белый дом в понедельник, 12 декабря. В нем обобщены предложения Минфина, Минэкономразвития и других ведомств, которые еще только будут согласовываться на совещаниях у премьер-министра Дмитрия Медведева.
Но желание завершить именно антикризисную тему поддержки подчеркнуто не только скромным по сравнению с прошлыми годами финансированием, но и небольшим количеством мер поддержки, а также названием документа.
Официально план предлагается называть "мероприятиями, направленными на повышение темпов роста российской экономики".
Ранее антикризисный план был призван стабилизировать ситуацию, поэтому версия-2016 носила название "План действий правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году".
Одной из особенностей этого документа оказалось включение в план финансирования приоритетных проектов, разрабатываемых проектным офисом под личным кураторством премьер-министра Дмитрия Медведева.
Бюджетное финансирование на все приоритетные проекты предложено ограничить 178,9 млрд руб.
В документе подчеркнуто, что это предложение выдвинуто Минэкономразвития. Размер расходов лишь ненамного превышает летние расчеты Минфина, которые делались на этапе подготовки проекта федерального бюджета. Тогда Минфин предлагал потратить на приоритетные проекты 1% бюджета, или 160 млрд руб. Оценить, уложатся ли все приоритетные проекты в эту сумму, пока не представляется возможным.
Но Дмитрий Медведев уже подписывает паспорта проектов с указанием их бюджетной стоимости. Так, на прошлой неделе, в пятницу, 9 декабря, премьером были подписаны паспорта проектов на общую сумму финансирования в 2017 году в размере 41,6 млрд руб.
Помимо денег на приоритетные проекты в плане есть еще только одна гарантированная федеральным бюджетом строка — это бюджетные кредиты регионам на 200 млрд руб. В прошлом году эта сумма составляла 310 млрд руб. На этом перечисление обеспеченных бюджетным финансированием мероприятий в плане завершается.
На что нет денег
Объемы и источники финансирования остальных разделов плана предлагается определить по итогам первого квартала 2017 года. Эти расходы в общем составляют 109 млрд руб., которые описаны в трех разделах плана.
Поддержка предлагается для некоторых отраслей экономики. Среди них перечислены автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение. Незначительные субсидии могут быть выделены машиностроению для пищевой и перерабатывающей промышленности, легкой промышленности. Даже запланирована поддержка инновационным территориальным кластерам на "создание и развитие лидеров инновационных территориальных кластеров мирового уровня". Стоимость такой цели определена в 1,25 млрд руб.
Помимо конкретных субсидий производителям в плане содержатся и несколько стимулирующих мер. Например, отказ от ежегодной индексации тарифов "Платона" до 30 июня 2018 года. Строительную отрасль предлагается поддерживать снижением кредитных рисков, изменив правила получения сведений в бюро кредитных историй.
Впервые в плане не оказалось мер поддержки на спасение Внешэкономбанка. Но для этого института развития готовится специальная госпрограмма. Поэтому в федеральном бюджете это финансирование (150 млрд руб. в 2017 году) не будет проходить по плану повышения темпов экономического роста.
Конкретных расходов не предусмотрено и на поддержание стабильности на рынке труда. Предлагается ограничиться ежемесячным мониторингом и "выявлением очагов напряженности".
План готовился в Минэкономразвития еще при прошлом министре Алексее Улюкаеве. Предполагалось, что его внесут в правительство к 1 декабря. Но этот документ оказался первым программным документом, отправленным в Белый дом новым министром Максимом Орешкиным.
Олег Фомичев также сказал, что "с завершением адаптационного периода на первый план повестки государственной экономической политики выходит обеспечение сбалансированного развития страны, повышение качества жизни граждан и расширение потенциала отечественной экономики". А антикризисный план, по его словам, по сути, превратился лишь в один из инструментов оздоровления экономики и "в него вошли меры оперативного характера".