ФОКУС ГОРОДА 11:53, 01.12.2016

"Зима в Париже". В стиле "барбизонцев"

СарБК и Саратовский Радищевский музей представляют  совместный проект "Зима была снежная", где искусствоведы расскажут о "заснеженных пейзажах" известных русских художников из собрания музея. Первая статья  - о картине Алексея Боголюбова "Зима в Париже".

Этюд Боголюбова "Зима в Париже" (написан в середине 1870-х годов) относится к жанру пейзажа, одному из наиболее популярных жанров живописи. Пейзаж (франц. paysage, от рауs - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства (или отдельное произведение этого жанра), в котором изображена дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В пейзаже художники воспроизводили реальные или воображаемые виды сельской местности, городов, архитектурных построек, морских видов (такой пейзаж называется мариной) и т.п.

На этой работе изображен один из уголков Париже – Рюи де Рома (Rue de Roma) , улица, на которой находилась мастерская Боголюбова. Течет будничная жизнь - идут прохожие, играют в снежки мальчишки, лошадь везет повозку, наверху которой дремлет замерзший возница. На лошадь лает собака. Но художника интересует не столько повседневная жизнь города, сколько погода и время года - он с увлечением передает сумрачное туманное небо, заснеженные улицы, застывшие в инее деревья. Колорит этой работы построен на тонких, изысканных сочетаниях серых и теплых охристых тонов. Обращение Боголюбова к обыденному мотиву, правдивая передача действительности позволяет отнести эту работу к реалистическому направлению.

"Зима в Париже", А.П. Боголюбов

Алексей Боголюбов (1824 – 1896 г.г.) – художник, просветитель, меценат, основатель первого общедоступного художественного музея в Саратове, носящего имя А.Н. Радищева, был одним из талантливых художников-реалистов середины - второй половины XIX века. Большую часть огромного творческого наследия Боголюбова составляют пейзажи, в которых в зрелый период его творчества он выступает продолжателем традиций французских художников-реалистов "барбизонской школы".

К "барбизонцам" принадлежала группа французских художников-реалистов середины XIX века, многие из которых любили писать с натуры этюды в деревне Барбизон близ леса Фонтенбло. Среди них - Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз де ла Пенья, Ш. Добиньи, К. Тройон. Художники барбизонской школы стремились запечатлеть конкретные пейзажные мотивы, передать многообразные состояния природы, вибрацию света, воздуха. Они стремились утвердить эстетическую ценность национального ландшафта, добивались ощущения связи природы с повседневной жизнью простых людей.

"Зима в Париже" близка к пленэрным этюдам барбизонцев. В этой работе удачно найдена мера натурной достоверности и художественного обобщения. Этот этюд можно назвать этюдом-картиной. Он является вполне законченным, самостоятельным произведением, в нем практически стерта грань между этюдом и картиной. В этом Боголюбов следовал данному еще в 1850-х годах совету французского художника Камиля Коро, о чем писал в своих воспоминаниях "Записки моряка-художника": "Садясь за этюд, всегда думать о его картинности". Такие работы были особо ценимы самим художником.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-12-01/5372.html