ФОКУС ГОРОДА 10:37, 15.11.2016

А и Б – вопросы о судьбе. Что ждет 200-летний дом-памятник на Московской

На сегодняшний день беспокойство редакции вызывает судьба одного из домов по улице Московской, который - не ровен час - может также тихо исчезнуть. Точнее, "исчезновение" одной его части, можно сказать, уже одобрено в верхах, а судьба второй, на наш взгляд, под большим вопросом. Да и вообще, в этой истории очень много вопросов.

Здание N 11 по улице Московской - объект культурного наследия федерального значения. В реестре значится как "Дом жилой, кон. XVIII- нач. XIX века". Такой высокий статус (был присвоен в феврале 1983 года) достался, на первый взгляд, неприметному зданию неслучайно: оно в числе десятка других домов формирует исторический ансамбль музейной площади - одного из старейших мест Саратова, сохранившихся до наших дней, а, значит, и сам дом имеет по меньшей мере 200-летнюю историю. Два века - это не только огромный багаж исторических событий, это еще и два века безбожной эксплуатации. Тем более, что, судя по всему, все это время дом был жилой, не административный, а, значит, и "амортизация" у него значительно выше!

В начале года правительство Саратовской области неоднократно хвалилось своими успехами в области охраны объектов культурного наследия, и даже собрало по этому поводу межрегиональное совещание - буквально с месяц назад. Едва ли не новаторским называлось следующее решение - провести ремонт, реставрацию объектов культурного наследия за счет средств НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области". В перечень попали 19 зданий на улице Московской, в том числе и под номером 11. ИА "СарБК" направило официальный запрос в администрацию Саратова и управление по охране объектов культурного наследия правительства области с целью узнать подробности о том, в какие сроки, какие именно работы будут проведены и какие средства на это требуется. Очевидно, что источник финансирования - Фонд капремонта, а все указанные здания - жилые (в противном случае за счет средств капремонта никаких работ в них проводить было бы нельзя), поэтому именно на этих двух пунктах свое внимание мы не акцентировали. Однако ответ чиновников, как это нередко бывает, преподнес сюрпризы. Согласно одной из бумаг, здание на Московской, 11 является нежилым, а значит и работы за счет средств НО в нем проводить нельзя. Правда, озвучили сумму - 2, 9 млн руб. Эти средства необходимы на ремонт фасада, кровли, утепление здания, а также на разработку проектной документации.

Прошло несколько месяцев. За это время с десяток зданий в историческом центре на улице Московской уже подверглись реставрации и ремонту. О качестве этих работ пусть сейчас спорят специалисты, тут интересно другое: постановлением администрации Саратова от 5 октября дом N 11 (Лит. А) был признан аварийным и подлежащим реконструкции; собственникам рекомендовано в течение 3-х месяцев со дня издания распоряжения произвести отселение из занимаемых помещений и его реконструкцию - до 1 сентября 2019 года.

В документе усматриваются три новости. Хорошая - дом N 11 по Московской все-таки жилой (а значит может быть отремонтирован за счет средств капремонта, как то в начале года планировали сделать чиновники). Плохая - его состояние не то, что оставляет желать лучшего, дом погибает (статус "аварийного" присвоила зданию городская межвемодственная комиссия в августе этого года на основании технического заключения ООО Институт "Саратовоблпроект"). И третья - подозрительная: то есть за пару месяцев состояние конкретно этого здания так сильно ухудшилось, что вместо капремонта ему уже потребовалась реконструкция? А если и ранее состояние его было не ахти, то зачем же включать дом в программу ремонта, зная, что, предусмотренные ею работы будут - как мертвому припарки?

Редакция решила разобраться и в этом вопросе, для чего снова направила официальный запрос в администрацию города. На него пришел ответ за подписью замглавы мэрии по градостроительству и архитектуре Андрея Гнусина. И у нас снова три новости. Хорошая - снова всплыло слово "капремонт". В доме под литером А в соответствии с областной программой капитального ремонта предусмотрены следующие работы: в 2016 году – капитальный ремонт крыши и фасада, разработка проектной документации, в 2019 году – ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения, в 2022 году – ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения. Плохая - год заканчивается, а подведение итогов конкурса по привлечению подрядных организаций на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (разработку научно-проектной документации и выполнение ремонтно-строительных и реставрационных работ) состоится только 14 ноября. Отремонтируют ли за оставшиеся от 2016 года 1,5 месяца крышу и фасад? Конечно, нет. Максимум, что удастся - разработать проектную документацию.

Еще из ответа мы узнаем, что дом по Московской 11, кроме литера А (основное здание, фасад, который и составляет ансамбль с Музейной площадью), имеет еще и литер Б. Так вот этот литер Б был признан аварийным почти 30 лет назад и никакого значимого для истории и архитектуры статуса не имеет, а, значит, эту часть здания могут запросто снести. Дом под литером Б уже включен в третий этап Программы по расселению аварийного жилья (2015-2017 год). На Google-карте здание N 11 на Московской выглядит целостным, однако угадываются небольшая пристройка, но в этом месте застройка на столько плотная, что даже двора вообще как будто нет. То есть, получается, фактически разрешен снос части здания-памятника, пусть и аварийного, пусть и под литером Б, пусть и без соответствующего статуса. Как этот факт сочетается с охраной объектов культурного наследия? Да никак. И еще несколько вопросов: каким образом дом под литером А попал в две программы - и капитального ремонта за счет средств специализированного фонда, и реконструкции в связи с его аварийностью. То есть, получается, сначала мы с вами (те, кто сбрасывается на капремонт в "общий котел") заплатим 2,9 млн руб. за ремонт этого памятника, а потом еще и собственники квартир именно в этом доме (в нем, к слову, проживают 52 человека; 17 квартир приватизированы, 11 - в муниципальной собственности, плюс еще 3 нежилых помещения) проведут его реконструкцию за счет собственных средств, как то указано в постановлении от 5 октября? Это как "задвоенные" платежки - все равно, что оплачивать квитанции от двух управляющих компаний. Глядишь, какая-то из них окажется "настоящей". И еще, что следует из всей этой переписки с чиновниками: государство, похоже, ну совсем не хочет участвовать в сохранении объектов культурного наследия, раз перекладывает эту почетную обязанность на горожан.

А к саратовским чиновникам большая просьба: вы уж разберитесь кто, за чей счет и что именно должен делать, чтобы потом за это не было мучительно стыдно.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-11-15/5319.html