ФОКУС ГОРОДА 10:52, 29.07.2016

Владимир Родионов — о будущем "Автодора": "С преемником пока не определился"

- Владимир Евстафьевич, как Вы можете оценить итоги прошедшего сезона в Единой Лиге ВТБ? По итогам регулярного чемпионата мы поднялись на одну строчку выше, но в плей-офф остановились на той же стадии, что и годом раньше.
- Однозначно это прогресс — были седьмыми, а стали шестыми. Попасть в когорту грандов было очень сложно, а удержаться среди сильнейших клубов (особенно с учетом того, какими финансовыми возможностями располагают наши соперники) – сравнимо подвигу. Чтобы преодолеть первый раунд плей-офф, нужны другие бюджеты. "Автодор" был признан самой эффективной командой Единой Лиги ВТБ по показателю "бюджет — место в таблице". А как нас любят зрители? Второй год ходят с удовольствием, это стало модно и престижно. Поэтому сезон оцениваю хорошо, мы стали более стабильными. В условиях имеющегося бюджета мы вновь прыгнули выше головы.

Количество команд в Лиге уменьшилось с 16 до 14. С чем это можно связать?
- Это сделано в первую очередь для удобства выступлений ЦСКА в Евролиге. Минус 2 команды — это минус целых 4 игры. Даже если они проходные, на них все равно нужно приехать, выйти на поле, сыграть. Конечно, в каждом виде спорта должен быть лидер, другое дело, что у нас он незыблемый. Чем хороши чемпионаты НБА и НХЛ, что чемпионы там периодически меняются, есть интрига.

В прошлом году бюджет "Автодора" составил 200 млн. рублей. Если в этом году идет речь о такой же сумме, то какую его часть составят областные средства, и соответственно деньги спонсоров?
- Примерно 60% – это спонсорские поступления, но здесь тоже бывают перебои. Вот сейчас 2 месяца как сезон закончен, но 15% от бюджета того года нам так и не поступило, потому что у одного из спонсоров возникли проблемы.

Если перебои с деньгами будут и в новом сезоне, что будете делать?
- У нас еще не было ни одного сезона, чтобы деньги шли без задержек. Например, после Нового года у нас опять возникла дыра в бюджете клуба. Я ее традиционно заткнул из собственных средств. Я бизнесмен не крупный, но могу, если требуется, локально решить проблему и вложить несколько миллионов разово, благо, потом они все же возвращаются. Если возникнут проблемы с бюджетом и отсутствием финансовых гарантий на предстоящий сезон, то это может повлечь за собой серьезные санкции со стороны Единой Лиги ВТБ и Лиги Чемпионов, а также существенные имиджевые потери для региона. В то же время не вижу причин для беспокойства, поскольку губернатор нас ни разу не подводил. Да, я осознаю, что в области нет серьезной промышленности, крупного бизнеса. Тем более Радаев за последние годы и так много сделал в плане спорта, а народ быстро привыкает к хорошему и требует все больше и больше. Честно говоря, нынешний "Автодор" – это проект губернатора. Не мой, а именно его, поэтому когда он мне что-то обещает, я ему верю. За что я уважаю Валерия Васильевича, так это за то, что он умудрился остаться неиспорченным политиком. Наш губернатор любит и понимает баскетбол еще и потому, что когда он сам был в Хвалынске, такие ребята, как Моня, Хряпа, выросли на его глазах. Он видел все их убийственные тренировки, пот, кровь, слезы, так что может оценить, каким адским трудом дается успех.

Кого из иностранцев Вы хотели бы оставить еще на сезон, но не получилось?
- Хотел бы оставить Питерсона, но не за те деньги, которые ему требовалось бы платить. Мы сами себя зарываем. Сначала находим классных недорогих игроков. У нас они раскрываются и настолько вырастают в цене, что больше года–двух мы их потянуть уже не можем. Тому же Трэвису сейчас предложили зарплату значительно больше по сравнению с той, что он получал в "Автодоре" в первом сезоне. Мы с такими гонорарами соревноваться, увы, не можем.

Вы уже говорили, что новый "Автодор" будет быстрым и молодым. Ориентация на молодежь связана с экономией?
- И с экономией, и с тем, что у нас свои молодые подросли. Хороший сезон провели наши "большие", так что ждем от них дальнейшего прогресса. Рассчитываем на то, что заиграет и наша молодежь, которую планируем подтянуть к основе.

Кто будет лидером на площадке в этом сезоне? Кто выполнит роль так называемого "дядьки"?
- "Дядька" — Евгений Колесников, он и будет нашим капитаном. У Колесникова отличные отношения со всеми ребятами, он умеет и в раздевалке всегда сказать нужное слово, и на площадке. По поводу лидера пока не знаю. Хотим вот брать еще одного белого американца. Были шокированы его игровыми возможностями. Но может сложиться так, что у "Автодора" образца предстоящего сезона никто явным лидером не будет. Может, это и неплохо.

На протяжении всего прошлого сезона на тренерском мостике "Автодора" все время появлялись новые лица. Возникало ощущение какой-то чехарды и неразберихи. Новый сезон с командой начнет Николайс Мазурс. Что вы от него ждете? Не считаете, что заранее раздали много авансов?
- С чехардой соглашусь, но она не от хорошей жизни. Точно так же, как и с игроками, с тренерами мы не можем себе позволить суперзвезду. Приходится идти на риск. Порой ошибаемся. Хорошо, что успеваем по ходу что-то поменять. Мазурс с точки зрения знаний, видения игры меня полностью устраивает. Единственное — он молодой. Главное, чтобы молодость не помешала.

Перед каждым сезоном Вы говорите, что уж этот год точно будет годом Артема Клименко, но в безусловные лидеры команды ему выбиться пока не удается. Как считаете, сезон 2016-17 позволит ему выйти на новый уровень?
- Я раньше тоже беспокоился по этому поводу, дергался, а сейчас просто запасся терпением. Дело в том, что центровые созревают позднее, чем игроки других амплуа. Наша звезда НБА Тимофей Мозгов как следует показал себя только в 26 лет, а в 24 еще толком не знал, что делать. Стоял и хлопал глазами под кольцом. Клименко всего 22. Артем потрясающе одарен и только сейчас начинает становиться мужиком. Я привез его в Саратов в 14 лет и с тех пор он больше ничего не знал, кроме баскетбола, а ведь у человека должны быть тоже детство и юношество. Артем вообще домашний человек. Так что считаю, что всему свое время. Он и сейчас однозначно один из лучших белых молодых центровых в Европе. Все еще готов с уверенностью сказать, что он пригодился бы многим клубам НБА. Но для того, чтобы игрок дорос до определенного уровня, нужны условия. Мы стараемся в условиях нашего скромного бюджета обеспечить ребятам максимальный комфорт. Чего стоит только медобслуживание. Здесь низкий поклон НИИ ортопедии и травматологии и его директору Игорю Норкину. Всех наших ребят обследуют и ставят на ноги именно там.

В прошлом году многие ждали, когда же сменится руководство Российской Федерации баскетбола. Выбор главой РФБ Андрея Кириленко поддержали и Вы. С его приходом Вы почувствовали, что что-то изменилось в лучшую сторону?
- Попытки делаются, и это уже радует. Но у РФБ чересчур раздутый штат управленцев. Сейчас в федерации работает несколько десятков человек. В то же время в СССР всесоюзный комитет вмещал в себя всего 7–8 человек, но они умудрялись содержать весь наш баскетбол в порядке. Кириленко выполняет представительские функции. Это важно, но до хорошего управленца ему еще расти и расти. Ничто не сваливается с неба просто так, нужно время.

Не могу не спросить Вас про допинг. Баскетболисты «Автодора» сдают пробы?
- В России допинг-пробы не берут. В европейских турнирах предусмотрена такая возможность. При этом клуб не знает, когда и где будут взяты допинг-пробы и на кого из баскетболистов падет выбор. Когда "Автодор" выступал в Кубке Вызова ФИБА, для прохождения теста был выбран Даунс. В минувшем сезоне в Кубке Европы пристально наблюдали за Столлом. Нам это не доставляет никакого дискомфорта, поскольку наши ребята "чисты". Допинговый скандал, который происходит сейчас, безусловно, имеет яркий политический окрас. Конечно, стимулирующие препараты применяются довольно широко. Я никогда не поверю, что в НБА, где играют 4 игры за неделю, ничего бодрящего не глотают. Просто мы в плане фармацевтики сильно отстаем и не можем конкурировать в этом вопросе с ведущими странами. Что касается "Автодора", то у нас допинг исключен, нам это просто не нужно. На мой взгляд, к командным видам спорта, где турнир длинный, проблема допинга относится в меньшей степени. К тому же в России я как профессионал легко увидел бы по демонстрируемой игре, кто "сидит" на этом деле.

Давайте помечтаем: каким Вы хотели бы видеть "Автодор" через 5-10 лет?
- Мы можем и через 3 года иметь суперкоманду. Весь вопрос, как всегда, упирается в финансы. Работать есть с кем. Команда "Автодора" 2000 года рождения просто потрясающая, сейчас подтягиваем туда еще двоих перспективных ребят. Вообще хочу заметить, что в последний год мы наблюдаем сумасшедший бум детского баскетбола в Саратове. Сейчас набрали 6 тренеров, плюс около 250–300 мальчишек желают заниматься баскетболом. Родители сами приводят своих детей, даже готовы чуть-чуть приплачивать за занятия. В этом году вновь вернемся к традиции розыгрыша областной детской баскетбольной лиги. Спонсора для этого мероприятия уже нашли.

Вам когда-то все равно придется передавать кому-то свои дела. Уже нашли преемника?
- Знаете, даже губернатор по этому поводу волнуется. Он задавал мне этот же вопрос на нашей последней встрече. Я созрел к передаче дел. Осознаю, что от этого не уйти, но у меня слишком много требований. Откровенно говоря, пока на примете никого нет, не хотел бы отдавать "Автодор" несаратовским людям. Я же сам контролирую многое — финансы, медобслуживание, подбор игроков, понимаю кое-что в игре. Вертикаль системы "Автодора" неплохо выстроена от детских команд до взрослой. Я очень долго по крупицам выстраивал эту систему и поэтому сейчас мне нелегко просто так взять и передать ее в чьи-то руки. В будущем году мне исполнится 70 лет. К этому моменту надеюсь определиться с преемником.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-07-29/5061.html