ФОКУС ГОРОДА 16:48, 22.07.2016

Конфликт: два фермера Ртищевского района могут лишиться урожая

Подробнее об этом рассказали специалисты юридической компании "Маркелов Group". "К нам обратились собственники земли из села Васильевка Ртищевского района Саратовской области, - рассказывает управляющий партнер компании Маркелов Group Павел Непомнящий. - Сейчас в самом разгаре идет сбор урожая озимых. Если в течение 2-3-х дней работы по его сбору не будут завершены, урожай погибнет. Это, несомненно, знают и понимают местные власти, руководители правоохранительных органов и контролирующих структур. Несмотря на это, в самом разгаре жатвы фермеров вызвали в местный отдел полиции и, не назвав ни причин, ни законных оснований, приступили к оперативным мероприятиям". Со слов одного из собственников земли, сотрудники полиции открыто заявили о намерениях "арестовать" уборочную сельскохозяйственную технику.

Надо уточнить, что потеря урожая лишает предпринимателей, в отношении которых проводится процедура наблюдения в рамках дела о банкротстве, всяческой возможности финансового оздоровления.

Предыстория конфликтной ситуации выглядит следующим образом. Оставшаяся в близи села земельные участки после распада колхозного хозяйства были распределены между пайщиками. В общей сложности около 330 га сельскохозяйственной земли стали собственностью местных жителей. Ее и взял в аренду один из фермеров (условно дадим ему имя "Иванов"). Долгое время семья Ивановых обрабатывали эти площади. Однако, ситуация в сельском хозяйстве вынудила земледельца брать в долг у банков, у частных лиц деньги, семена, оборудование, технику в надежде на прибыль от будущего урожая. Иванов сам не заметил, как через несколько лет оброс долгами. Деньгами от текущего займа он расплачивался с кредиторами прошлых лет. В итоге один из самых нетерпеливых кредиторов обратился с иском в суд о взыскании долга. Порядочный фермер, несмотря на отсутствие в гражданском деле расписок, признал наличие задолженности. "Даже если я потеряю все свои деньги, я не должен потерять свою честь", - сказал Иванов.

К новому сельскохозяйственному сезону селянин подошел с фактическим отсутствием денежных средств на обработку земли и посевную кампанию, необходимостью оплачивать долги прошлых лет, образовавшиеся из-за низкого урожая, а также ответственностью перед земляками-пайщиками, у которых он брал в аренду землю. Иванов принял, как ему казалось на тот момент, самое мудрое и взвешенное решение - передать всю землю в субаренду тем людям, которые имеют возможность провести посевную кампанию и собрать урожай, а из вырученных денег исполнить свои обязательства перед пайщиками, а также перед своими кредиторами. Конечно, он понимал, что удовлетворить интересы всех кредиторов он не сможет в этом году, но принятое решение позволит ему остановить рост его долгов и начать хоть и медленный, но верный процесс по их возврату.

С некоторыми сомнениями землю взялись обрабатывать два саратовца (условно – "Сергей" и "Николай"). Саратовские компаньоны приобрели семена, закупили топливо, привлекли за свой счет технику. Но его стройный и выверенный план по выхода из финансового кризиса рухнул в один день.

4 марта нынешнего года тот самый нетерпеливый кредитор обратился в Арбитражный суд Саратовской области с требованием о признании Иванова банкротом. С этого момента жизнь Иванова оказалась в руках постороннего человека – арбитражного управляющего. Без него теперь нельзя было ни заключать договор, ни договариваться о кредите, ни выступать в судах, ни даже самостоятельно оплачивать коммунальные услуги. Арбитражный управляющий получил полное право распоряжаться всем небогатым имуществом Иванова в полном объеме.

«Современное российское законодательство, касающееся вопросов банкротства, делает акцент на то, что арбитражный управляющий должен сначала попытаться оздоровить банкрота, помочь ему выбраться из долговой ямы, провести реструктуризацию задолженности и попытаться убедить кредиторов, что лучше немного подождать, но получить все деньги, чем не ждать и не получить ничего»
, - солидарны в своем мнении партнеры юридической компании Маркелов Group.

Однако по состоянию на 20 июля этого года, арбитражный управляющий даже не познакомился со своим подопечным. Но это не помешало ему направить в органы полиции заявление, в котором он указал, что все зерно из урожая, который выращивали компаньоны фермера, и которое принадлежит им на законных основаниях, является, по мнению арбитражного управляющего, исключительно собственностью банкрота-должника, а, следовательно, урожай должен поступить в распоряжение арбитражного управляющего.

И вот что удивительно, по многим нашумевшим делам, а также делам, требующим немедленного реагирования (грабеж, убийство, угон), от полиции очень сложно добиться оперативности в действиях. Нередки случаи, когда первичная проверка очевидного заявления, прямо скажем, проводится формально. И по делам, где очевиден их гражданский, а не уголовный характер, проверки ведутся очень долгое время. Во время этих проверок создаются условия, при которых граждане лишаются возможности заниматься хозяйственной деятельностью. Как тут не вспомнить слова нынешнего премьер-министра и президента, которые они просили не "кошмарить" бизнес и призывали не создавать ситуаций, при которых люди теряют свои активы?!

В первый же день сбора урожая в поля прибыла следственно-оперативная группа, которая, как говорят компаньоны, остановила сбор урожая и методично начала опись всего имущества и техники. А фермера Иванова увезли в отдел полиции, продержав там до поздней ночи. Саратовские начинающие фермеры попытались получить разъяснения происходящего. Как они говорят, им без протокола разъяснили, что урожай считается им не принадлежащим в связи с введением процедуры банкротства. При этом, переданные документы, говорящие об обратном, никакого впечатления на сотрудников правоохранительных органов не произвели. Проведя весь день в бесплодных попытках разобраться в ситуации, Сергей и Николай вернулись в поле с напутственными словами сотрудников полиции о том, что на земельном участке будет выставлен негласный пост для надзора за ними и, в случае возобновления уборочных работ, вся техника будет немедленно арестована. Действительно, на следующее утро на полях уже был судебный пристав-исполнитель вместе с арбитражным управляющим. Пристав объявил о том, что они приступают к поиску, осмотру и аресту имущества Иванова. Доказательства того, что имущества Иванова нет ни в полях, ни поблизости, никто не принял во внимание.

"Фермер весь сезон занимался делом, вкладывал в него свои навыки и финансовые ресурсы, а силовики, идущие на поводу у неких заинтересованных в исходе дела лиц, пытаются отнять все заработанное непосильным трудом, да еще и выкинуть с плодородной земли, - продолжает известный саратовский адвокат Вадим Маркелов. - Именно так нам и представляется со слов наших доверителей ситуация, возникшая в селе Васильевка Ртищевского района. Надежда на случайный характер совпадений и событий с каждым часом угасает".

Борьба за урожай в период кризиса и действующих эмбарго, да еще и с привлечением силовиков, несомненно нарушает баланс интересов общества и государства, ставит под угрозу реальные показатели сбора сельскохозяйственных культур. Подобные ситуации должны решаться крайне оперативно и профессионально. Именно поэтому партнеры юридической компании "Маркелов Group" Павел Непомнящий и Вадим Маркелов просят руководство Саратовской областной и Ртищевской районной прокуратур, а также региональное Правительство подключиться к возникшей проблеме и дать свою оценку сложившейся ситуации.

«Важно найти истину в этом непростом деле. Реакция на него властей и правоохранительных органов будет являться, нам представляется, лакмусовой бумагой для всех сельхозпроизводителей, которые пристально наблюдают за развитием событий. Оценка действия каждой из сторон конфликта должна быть произведена беспристрастно и в строгом соответствии с требованиями закона»
, - убеждены юристы.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-07-25/5046.html