ФОКУС ГОРОДА 10:25, 03.06.2016

"Финансовый монстр". Заметки киномана

На выдуманном американском канале есть телешоу о финансах, биржах, торгах и прочих вещах, о которых так долго вещали в "Игре на понижение". Его делают мужчина-ведущий (Джордж Клуни, "Одиннадцать друзей Оушена", "Гравитация", "Да здравствует Цезарь!") и женщина-режиссер (Джулия Робертс, "Красотка", "Ешь, молись, люби", "Эрин Брокович"). Привет сериалу "Служба новостей"! Но это не серьезное шоу, где люди в костюмах-тройках рассуждают об экономике с постной миной. Нет, тут индекс Доу-Джонса превращают в развлечение с подтанцовкой, рэпом и веселыми гифками. Такая манера подачи, конечно, граничит с клоунадой в худшем смысле, но "пипл хавает" и прислушивается к финансовым советам.

Иногда это заканчивается плохо. Один парень (Джек О'Коннелл, "Несломленный", "Прыжок") потерял так все сбережения. И теперь он пришел в студию и заставил ведущего надеть жилет со взрывчаткой. Ему не нужен выкуп, он не надеется выйти из студии живым, он зол на весь мир финансов и людей, у которых они есть. Все, чего он хочет, — обругать систему в прямом эфире, чтобы его услышали миллионы, и узнать, почему он потерял свои деньги. И последнее — это действительно отличный вопрос.

Фото kinobusiness.com

Отвечает за происходящее на экране изумительная актриса Джоди Фостер. Это ее четвертый фильм в режиссерском кресле, плюс она работала над несколькими сериалами, включая "Карточный домик" и "Оранжевый — хит сезона". Так что это вам не "пробующая перо" Анджелина Джоли. Джоди Фостер знает, что делает, умело переводит рассказ с персонажа на персонаж, строит напряжение, и складывается впечатление, что ее по-настоящему волнует тема ее злободневного и злого сценария. (И у нее отличный монтажер!)

Фото multikino.com

Бездушный мир Уолл-стрит со сложными словами, легкой наживой и беспринципностью в последние годы появляется в американском кино все чаще и чаще как олицетворение национального зла. Это уже тихонько начинает напоминать проходных злодеев из фильмов по комиксам. Но тем не менее, чувство бессилия и беззащитности перед власть (и/или деньги) имущими большинству зрителей знакомо и вызывает бурный эмоциональный отклик. Так что социальные проблемы в "Финансовом монстре" не столько избитые, сколько крайне актуальные.

Но это не драма на экономические темы, это триллер. И две трети фильма, пока действие происходит в основном в студии, напряжение в кадре плавно растет. Человек с детонатором в замкнутом пространстве иногда заставляет вжаться в кресло. Хотя к концу накал страстей спадает. Это компенсируется замечательно пойманными деталями: жуткий момент, в котором человеку угрожают заряженным оружием, где его действительно могут убить, превращают в веселые гифки. А другие телеведущие могут шутить на тему коллег, оказавшихся в помещении с бомбой!

Фото kinobusiness.com

Эта картина вообще-то не пытается сделать так, чтобы у вас волосы встали дыбом, как, скажем, от "Молчания ягнят". Парень с пистолетом здесь не маньяк-психопат, с которым что-то настолько не так, что ему чуждо все человеческое. Он обычный "маленький человек". Джек О'Коннелл превращает своего героя чуть ли не в современного Робина Гуда. (Хотя его размахивание пистолетом не оправдывают). Реплики, вроде "они нас обворовывают, и никто не спрашивает, как", могли бы произносить пенсионеры в трамваях. А уж сцена, где девушка этого недотепы выливает на него всю боль и злость, которые у нее накопились в отношениях, пугает на совершенно ином уровне.

Джордж Клуни традиционно хорош в роли обаятельного, самодовольного и беспринципного красавца, которому предстоит духовная трансформация. Его осознание, что он тоже был пешкой, выглядит вполне правдоподобно. А у Джулии Робертс отлично получилась рассудительная даже в самой критической ситуации женщина, на которой держится весь этот балаган. Эти актеры уже несколько раз работали вместе, поэтому у них есть замечательная химия при том, что они почти не появляются вместе в кадре — он находится в студии, а она за пультом управления.

Картина может пару раз удивить поворотом сюжета, мысли изложены точно и понятно, и Джоди Фостер умеет работать с актерами. Но важнее всего здесь сарказм и сатира в адрес как героев, так и зрителей. Плюс то, как "Финансовый монстр" насыпает соль на уже существующие раны — на недоверие людей, на их страхи, на то, что они мало понимают в происходящем, на их желание высказаться и быть услышанными, ставит его немного выше обычного развлечения. Возможно, он не в одном ряду с "Телесетью" Сидни Люмета, но точно смотрится лучше, чем свежие попытки высказаться на эту тему. И это прекрасная альтернатива для всех, кто не хочет смотреть на очередной "бадабум".

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-06-03/4960.html