ФОКУС ГОРОДА 11:29, 04.05.2016

"72 часа". Заметки киномана

Пожилой мужчина (Алексей Шевченков, "Три истории", "Ворошиловский стрелок", "Иуда") встречает в пивнушке человека, который, по его мнению, ответственен за сотрудничество с фашистами и страшные зверства в их родном городке во время оккупации. Подозреваемого задерживают, и у следователя (Ирина Розанова, "С Новым годом, мамы!", "Интердевочка", "Облако-рай") есть 72 часа, чтобы выяснить, тот ли это человек.

Поскольку сами 72 часа случаются в 50-х, военная линия показана во флэшбеках: вот старшеклассники фотографируются после мероприятия, вот готовят стенгазету, вот становится понятно, что город придется сдать немцам, вот часть бывших школьников организует в городе подполье, а один приходит к немцам и заявляет, что хочет сотрудничать. Как это вышло? И того ли задержали в 57-м?

Здесь нет батальных сцен, погонь и перестрелок. По факту, фильм вообще обходится без активных боевых действий на экране. Даже партизаны остаются за кадром. По сравнению со среднестатистическим боевиком или современным фильмом о любой войне насилия в фильме не так уж много (хотя, если сравнивать с советскими фильмами, конечно, много).

Но коллаборационизм — тема болезненная сама по себе. Почему люди, выросшие вместе и учившиеся в одной школе, оказываются даже не по разные стороны баррикад, а жертвами и палачами? Почему одни рискуют жизнью для Родины, а другие — жизни у них зверски отбирают? Уже просто из-за моральных проблем, которые эта картина поднимает, на нее стоит обратить внимание.

Фото kino-teatr.ru

Но хороша здесь не только тема. В фильме, кажется, нет ни одного компьютерного спецэффекта, зато какие персонажи! Внезапно на экране появились живые люди! Герой, узнавший предателя, — не в доску положительный партизан, а очень правдоподобный дядька, который за правое дело, но при этом громкий, глуповатый, мешающийся, заливающий печаль и вину алкоголем. Он гораздо интереснее всех прошлогодних мужских персонажей "Битв за Севастополь" и "А зори здесь тихие..." вместе взятых. Героиня Ирины Розановой раскрыта меньше, но она тоже обладает массой характеристик, помимо ярлыка "женщина-следователь".

Молодежь в ролях ребят из подполья периодически словно играет в дипломном спектакле. Но главная положительная пара (Лиза Арзамасова, сериал "Папины дочки", и Александр Зельский, "Меч"), которой выделили некоторое количество времени для раскрытия, вышла не такой уж приторно сладкой. Оба героя вполне похожи на встречающихся в реальности людей. А уж злодей в исполнении Мити Лабуша ("На безымянной высоте", «Крапленый") и вовсе оказался пугающе живым. Его эскалация жестокости местами леденит кровь.

Единственный, кто смотрится картонным на этом празднике реалистичных персонажей, — это православный священник. Вообще вся линия с православием, какой бы она ни была потенциально исторически достоверной (а фильм основан на реальных событиях), выглядит данью современной моде и/или рекламой спонсоров. Чего стоит момент, в котором герой проникновенно говорит, что, мол, человек просто учил других молиться, а его за это "раскулачили", и прямо на этой фразе включается пошлейший пафосно-сентиментальный саундтрек!

Если судить строго, то это скорее уровень телесериала, чем полнометражного фильма. Ритм хромает, в отдельных сценах театральность зашкаливает. Режиссер Кира Ангелина (сериалы "Дочки-матери", "Я лечу") как раз и работает в основном для телевидения.

Но, по крайней мере, она не сует вам мораль в зубы совсем уж откровенно. Фильм позволяет делать какие-то свои выводы, что даже как-то непривычно для современного "патриотического кино к празднику". Он создает ощущение искренности и честности, а такое — вообще редкая птица на экранах.

Это, безусловно, не шедевр, и нет особого смысла сравнивать "72 часа" с советскими фильмами про войну. Но при сравнении с современной продукцией на эту тему фильм очень выигрывает. Он выглядит правдивее и логичнее "Сталинграда", гораздо менее прилизанно и огламуренно, чем прошлогодние "А зори здесь тихие". Редкая тема и выбор исторического материала (хотя и с измененными названиями и именами) роднит его с "Битвой за Севастополь", а персонажи здесь интереснее. И вообще, на фоне того, что обычно выпускает отечественный кинематограф к годовщинам Победы в Великой Отечественной войны, эта картина очень хорошо смотрится.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-05-04/4894.html