Выбор редакции
Комментарии
увеличить шрифт
  • A
  • +A
  • +A

Под номером 1001. В истории с возвращением в Саратов Як-3 Ферапонта Головатого появился еще один самолет

  • 10:30, 4 мая 2016
  • Комментариев[3]
Легендарный именной Як-3 зав. № 1712, купленный на деньги саратовского пасечника Ферапонта Головатого, "забытый" на бесконечные 23 года в солнечной Калифорнии (США) и 2 года назад вернувшийся на Родину, похоже, до Саратова никогда не доберется. Это следует из ответа ОАО "ОКБ им. Яковлева" на запрос ИА "СарБК". Более того, в ОКБ уверяют: самолет, который Головатый передал летчику Борису Еремину в 1944 году, "не тот"… А где тогда "тот", что сейчас с "этим" и как так получилось, что "этот" приняли за "тот"?
Под номером 1001. В истории с возвращением в Саратов Як-3 Ферапонта Головатого появился еще один самолет

Приближается День Победы – праздник, когда говорится много слов о ветеранах, бьется много поклонов, дается бесчисленное множество обещаний. Вот и с легендарным самолетом Як-3 за номером 1712, который в 1944 году приобрел для летчика Бориса Еремина саратовский пасечник Ферапонт Головатый, получилось также. Легенду уже практически ждали в Саратове, можно сказать, под него был создан и открыт для посетителей Музей Трудовой Славы, а главного экспоната в нем как не было, так и нет. И, верно, уже никогда не будет. ОАО "ОКБ им. Яковлева" передумало передавать его в Саратов. Если вообще такие мысли когда-либо у руководства конструкторского бюро были.

Обещания Краснощековой
Напомним, о возвращении именного самолета Як-3 N1712 из США в Россию стало известно в конце 2014 года. Произошло это не без помощи депутата Госдумы Ольги Алимовой и ветеранов Саратовского авиазавода, ныне благополучно "обанкроченного". В марте 2015 года на заседании административного совета при губернаторе Саратовской области министр культуры Светлана Краснощекова сообщила не только о готовности принять истребитель ЯК в Саратовский музей (с этим-то все понятно), но и о намерении ОКБ передать самолет в Саратов: "В музее боевой славы экспонируется самолет ЯК-1б, приобретенный на средства саратовского колхозника Ферапонта Головатого и подаренный летчику Сталинградского фронта Борису Еремину. Позднее Головатый приобрел еще один самолет ЯК-3, который он также передал нашему земляку. После войны самолет находился в конструкторском бюро Яковлева. С 1991 г. согласно контракту с OKБ имени Яковлева самолет экспонировался в Калифорнийском музее США. В настоящее время самолет возвращен в Россию и находится на Балтийской таможне (Санкт-Петербург). Администрация ОКБ приняла решение о передаче истребителя в Саратовский музей. Мы ожидаем завершение оформления необходимых документов к 16 марта".

Под номером 1001
Но время шло, самолет все не возвращался. И вот в октябре 2015-го уже губернатор Валерий Радаев обратился с покорнейшей просьбой к вице-премьеру Правительства РФ по соцсфере Ольге Голодец. Он попросил посодействовать в возврате самолета Як-3, построенного на саратовском заводе, в Саратов. Как на это отреагировала многоуважаемая Голодец, СМИ не сообщили. Однако с тех пор о возврате Як-3 на правительственном уровне не заикались. Хотя повод есть - до праздника Дня Победы рукой подать, а, с позволения сказать, на этом Яке был сбиты во время Великой Отечественной 6 фашистских самолетов (всего на Як-1Б и Як-3 Б.Н. Еремин лично сбил 14 самолетов противника и 9 в группе).

А вот и причина: "Нами было установлено, что на саратовском авиазаводе в 1944 году летчику Б. Н. Еремину официально и торжественно колхозник Ф. П. Головатый передал не наш экземпляр самолета Як-3 (N1712), а другой самолет Як-3 (N1001), который впоследствии заводчане списали и не сохранили, а вместо него Б. Н. Еремин позже получил наш самолет Як-3 (N1712) уже в своей воинской части и обычным порядком", - говорится в ответе ОАО "ОКБ им. Яковлева" за подписью замгендиректора А. И. Гуртового.

ЯК-3 в музее Задорожного

Представитель конструкторского бюро напомнил: в саратовском Музее боевой славы имеется другой легендарный исторический самолет - Як-1, первый самолет, подаренный колхозником Головатым летчику Еремину, с дарственной надписью на борту. "Этот самолет является уникальным и ценным экспонатом, увековечивающим трудовой подвиг саратовцев в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, его реставрация была проведена саратовцами крайне непрофессионально, а именно – новая окраска самолета полностью нарушила исторический облик самолета Як-1", - говорится в официальном ответе.

По мнению коллектива опытно-конструкторского бюро имени А.С. Яковлева, кампания за возврат Як-3, развернувшаяся в саратовских СМИ, "затеянная группой ветеранов" САЗа, является "их желанием сгладить свои просчеты, приведшие к потере некогда большого предприятия, и уйти от моральной ответственности". Они уверены, что экспонирование этого летательного аппарата в подмосковном частном музее Вадима Задорожного в составе экспозиции самолетов марки Як "намного предпочтительнее", в том числе "с общественной точки зрения". В частности, музей имеет посещаемость около 700 тыс. чел. в год, а также он обладает хорошей технической базой, которая обеспечивает сохранность и обслуживание исторических самолетов. Вся коллекция ОКБ им. Яковлева (а это 17 летательных аппаратов марки Як) экспонируется в этом музее на основании договора N6501/М-02.

Ветераны Саратовского авиазавода предлагают оставить истории с номерами самолета на совесть и фантазию представителя ОКБ Гуртового и интернет-блогеров. "Документально установлено и подтверждено, что именно самолет Як-3 № 1712 был куплен Ф.Головатым, на нем была нанесена дарственная надпись "От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага", 29 мая 1944 года он был вручен Еремину Б.Н., который в дальнейшем лично сбил на нем 6 самолетов фашистов. Именно, этот Як-3 № 1712 и был возвращен из США. Он был идентифицирован и спецкомиссией ЦК КПСС в 70-х годах прошлого века и по прибытии Россию в Музее В. Задорожного, как Як-3 № 1712. Все данные по номеру двигателя и другим особенностям самолета соответствуют записям в формуляре самолета, который хранится в Музее Центрального дома авиации и космонавтики имени М.В. Фрунзе", - заявляет ветеран завода Александр Бернадский.

Что же касается потери предприятия и "моральной ответственности", о которой упомянули представители ОКБ, то именно они, ветераны САЗа, уже столько лет борются за то, чтобы виновные в развале завода лица понесли заслуженную ответственность.

"Никогда не обещали"!
А теперь вернемся к той фразе министра культуры области Светланы Краснощековой о решении ОКБ им. Яковлева передать истребитель в Саратов. Вот что об этом думают в ОКБ: "Наше ОКБ никогда не обещало передать свой самолет Як-3 в саратовский Музей боевой славы. Тем более неприемлемы требования вернуть этот самолет в саратовский музей, которому он никогда не принадлежал и никогда в нем не был… ОКБ потратило много сил и значительные финансовые средства на собирание, реставрацию, обслуживание и хранение своих самолетов. В соответствии с действующим законодательством РФ, никто не имеет права требовать от собственника передачи кому-либо принадлежащего ему имущества без имеющихся на то юридических оснований". Коллектив ветеранов теперь уже ОКБ категорически против изъятия самолета Як-3 из коллекции бюро.

Копию документа, подтверждающие право собственности ОАО на этот самолет, как просила редакция, из ОКБ, правда, не прислали, однако прикрепили ответ первого замминистра культуры РФ В.В. Аристархова на запрос депутаты Госдумы Алимовой от 1 сентября 2015 года. В нем говорится, что у федерального Минкульта нет правовых оснований изменить решение собственника, который решил оставить самолет Як-3 у себя. Однако в Минкультуры РФ опровергают это: "…упомянутый самолет не является музейным предметом и не включен в Музейный Фонд Российской Федерации Минкультуры России…".

В ОКБ им. Яковлева рассказали, как самолет оказался у них в собственности: "Самолет Як-3 был безвозмездно передан нашему ОКБ Центрального дома авиации и ПВО им. Фрунзе по акту сдачи-приемки от 8 октября 1958 года, как непригодный для экспонирования, поскольку находился в полуразрушенном и разукомплектованном состоянии. Силами нашего ОКБ самолет был отреставрирован и все годы поддерживался в удовлетворительном состоянии".

Летчик Борис Еремин и Ферапонт Головатый

Как разъясняют ветераны САЗа, это не совсем так.

Во-первых, обещали вернуть самолет в Саратов, причем, тот же А.И. Гуртовой от лица ОКБ им. А.С. Яковлева, и обещал не только ветеранам, но и Администрации Президента РФ о чем они нам сообщили в письме от 13 апреля 2015 г.

Ветераны САЗа настаивали, что собственником самолета-легенды с 14-ю звездочками на фюзеляже (по количеству сбитых вражеских самолетов) при СССР являлось государство – победитель в Великой Отечественной войне, а после распада Союза, его правопреемник - РФ.

Самолет при СССР принадлежал государству, которого сейчас не существует, и находился на балансе, но не в собственности конструкторского бюро и располагался в его Музее. Страна развалилась, госпредприятие стало частным и узаконило свои права на имущество, в том числе и на этот самолет? Опять же не так.

"В 1958 году было СССР и из собственности государства самолет в собственность ОКБ не мог был передан, хотя состоялась передача самолета из Центральным домом авиации и ПВО им. Фрунзе в ОКБ по акту. Но это была всего лишь передача с баланса одной организации на баланс другой организации, но не изменение собственника. Собственником в весь период существования СССР оставалось государство. При РФ по законодательным актам приватизация подобных музейных объектов запрещена. Самолет опять же должен принадлежать государству. Это объясняет то, что ни один из тех, кто направлял нам ответы, не видел документа на право собственности ОКБ на Як-3 № 1712, - поясняет Александр Бернадский. - Неужели этот документ носит гриф "секретно"? Почему же его никто не показывает?" Ветераны предполагают, что такого документа нет, и ОКБ распоряжается самолетом незаконно.

Будет вам и дудка, будет и Як-3
Но на этом неожиданности не заканчиваются. Как сообщили в ОКБ им. Яковлева, руководство Саратовской области, "понимая не легитимность требований о передаче самолета в Саратов, по нашей рекомендации заключило договор с Музеем техники Вадима Задорожного на приобретение для своего музея другого самолета Як-3, который был найден поисковиками и восстановлен музеем"!

У меня сразу возникли вопросы. Первый – на какие средства будет приобретен (ведь речь идет именно о покупке, а не о передаче на безвозмездной основе, так?) этот самолет областью с дефицитным бюджетом, где практически нет ни дорог, ни тротуаров, ни жилья под расселение аварийных домов? Второй – а не планирует ли "руководство Саратовской области" выдать этот найденный поисковиками и купленный у Вадима Задорожного Як-3 за тот, вернувшийся из Америки и легендарный? Третий – а почему сейчас правительство молчит и никоим образом не обнародует подарок, который, если верить официальному ответу из ОКБ, готовит области? Может быть, чтобы не возникало ни первого, ни второго вопросов?

А руководство области понимает, что оригинальный времен Великой Отечественной войны единственный в России истребитель Як-3 № 1712 по истине бесценен? – это уже вопрос от Александра Бернадского правительству области. - А найденный и восстановленный самолет – это всего лишь копия, собранная в эти годы… Почему бы ОКБ и Задорожному не оставить в своей коллекции именно найденный в болоте самолет, если эти самолеты равноценны, а в Саратов передать именной, который вернули из США?"

В общем, похоже, в истории с возвращением Яка-3 Ферапонта Головатого в Саратов надо ставить точку. Нам его не вернут. Конечно, удивляет немного появление в этой истории еще одного самолета (под номером N1001). Что ж, получается, ни летчик Еремин, который летал на Яках, подаренных Ферапонтом Головатым и потом до самой смерти боролся за возвращение одного из них в Россию, ни ветераны САЗа не знали о существовании этого самолета?
Кроме того, на ряд вопросов редакции ИА "СарБК" бюро все-таки не ответило. Например, какие затраты понесло ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева" при возвращении самолеты из США по контракту? Принимал ли участие в возвращении самолета Як-3 № 1712 из США В. Задорожный и какое именно (с документальным подтверждением)? Отметим, что ветеранов Саратовского авиазавода очень возмутило интервью Задорожного газете "Вечерняя Москва" от 19 июля 2015 года, где он сообщает, как бился за возвращение самолета Як-3 из Калифорнии. По мнению саратовцев, бились бывшие работники САЗа, депутат Алимова и российский МИД. Кроме того, проведена ли реставрация самолета после возвращения из США Як-3 зав. № 1712? Какие именно работы проведены? Какая организация их провела? Сколько они стоили?
Саратовцы не намерены на этом останавливаться. "Мы не смиримся с тем, что наш саратовский именной самолет Як-3 № 1712 находится в руках ОКБ им. А.С. Яковлева и у частника В. Задорожного, тем более, что последний гражданин не имел никакого отношения к возврату самолета в Россию. Мы вели и ведем борьбу по его возвращению на Родину в Саратов. Руководство области, по нашему мнению, просто отстранилось от решения этой проблемы. Мы, неоднократно писали в различные органы власти РФ и просили проверить наличие документа на право собственности ОКБ им. А.С. Яковлева на этот самолет. Просили выполнить то, что требуют Законы РФ, а именно -побудить Росимущество оформить этот уникальный экспонат в федеральную собственность, а Минкульт РФ включить его в Музейный фонд РФ. Однако, у нас получается разговор на разных языках", - комментируют заявления ОКБ ветераны завода.

Автор: Ольга Берес
Похожие материалы
  • 11.10.2019, 16:45 "Прифронтовые будни в газетах" . Зима 1942-1943 Зима 1942-1943 гг. отмечена небывалым подъёмом патриотизма в тылу: по всему Советскому Союзу прокатилась волна массовых кампаний по сбору средств на строительство самолётов и танков для фронта. В Саратовской области одним из первых "жертвователей" стал Ферапонт Головатый, который на свои деньги, заработанные на продаже мёда, купил самолёт и подарил его земляку-саратовцу Борису Ерёмину, командиру 31-го гвардейского истребительного авиаполка 8-й воздушной армии.
  • 12.10.2016, 10:54 Одним крылом в Саратове. Судьбу Яка-3 Ферапонта Головатого решит ответ из саратовского музея Ветераны "Саратовского авиазавода" в борьбе за возвращение легендарного истребителя Як-3 зав. № 1712, выпущенного на Саратовском авиационном заводе и купленного в мае 1944 года саратовским пасечником Ферапонтом Головатым за 100 тыс.руб. для летчика Бориса Еремина, смогли добиться того, что не удалось сделать ни одному местному чиновнику. Уникальный летательный аппарат уже, можно сказать, одним крылом находится на родине. Осталась самая малость…
  • 04.08.2015, 12:04 Внучка Ферапонта Головатого: Чтобы купить Як-3, мать продала корову, а я осталась без платьев Когда-то, в конце далекого 1942 года эта семья получила телеграмму от Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина: "Родина и Красная Армия Вас не забудут". Но так получилось, что Родина забыла… Именно так потомки пасечника Ферапонта Головатого расценивают нежелание ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева" возвращать купленный их предком для фронта самолет Як-3 N 1712 с надписью "От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага" на родную ему и летчику Борису Еремину, летавшему на этом легендарном самолете, саратовскую землю.
  • 23.09.2014, 09:59 Эксперт: "На алкогольном рынке происходит введение государственной монополии" Госхолдинг "Росспиртпром" приобретает 50% завода "Риал". Данная покупка позволит госкомпании производить до 65% объема рынка в 2015-2016 годах. Однако эксперты полагают, что конкуренция на рынке алкогольной продукции сохранится.
  • 19.09.2013, 10:19 ЯК-3 "забыли" в США. Из Калифорнии с любовью В Саратове хотят открыть памятник "погибшему" авиационному заводу. Открытие монумента, на котором можно будет прочитать краткую историю предприятия, имена руководителей и летчиков, запланировано в сквере им. Авиазаводов 28 октября. Думается, нет смысла рассказывать об истории "гибели" авиазавода - в начале 2000-х он был призван собирать комбайны, а потом и вовсе обанкротился. Тогда это преподносили, как благо, хотя у работников умирающего предприятия было совсем другое мнение на этот счет. И вот сегодня исчезнувшему заводу собираются устанавливать памятник. Хотя, по сути, памятник заводу есть — в калифорнийском городе Санта-Моника (США).
Новые материалы
  • 27.03.2024, 20:31 Уроки "Крокуса". Спасет ли усиление охраны от новых трагедий

    После трагедии в "Крокус Сити Холле" одной из самых актуальных тем стала безопасность в местах массового скопления людей. Торговые площадки, учреждения культуры в стране проводят ревизию применяемых мер, а также проверки средств охраны, систем оповещения, обновляют инструктаж сотрудников. При этом зрители довольно часто возвращают купленные заранее билеты (об этом, в частности, рассказали в саратовском театре драмы). В СМИ особенно активно обсуждается предложение об использовании вооруженной охраны в ТЦ. Идею стали примерять и к учреждениям культуры. СарБК выяснил, что немало сомнений по этому поводу имеется не только у представителей площадок и экспертов, но и в охранных фирмах.

  • 26.03.2024, 12:20 Не пора ли на завод? Есть ли в Саратовской области промышленный туризм

    В этом году в Саратовской области могут появиться новые полноценные проекты в сфере промышленного туризма. Сейчас же в регионе найдется всего пара примеров этого модного и перспективного направления. Хотя чиновники, как это часто бывает, выдают желаемое за действительное и причисляют к этому формату любую экскурсию на производстве. Представители саратовской туристической отрасли, которые приняли участие во Всероссийском акселераторе по промышленному туризму, считают, что если в ближайшее время в регионе не появятся новые программы промышленного туризма, область безнадежно уступит в этом сегменте соседним территориям. На днях стало известно, что свои двери для туристов открыл тольяттинский АвтоВАЗ. Подробности - в обзоре СарБК.

Обсуждаемые новости
  • Сегодня
  • Неделя
  • Месяц
Поиск дешевых лекарств в аптеках Саратова
Архив новостей
  • «
  • 4 мая 2016
  • »
  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
Нашли ошибку
x