ФОКУС ГОРОДА 10:01, 22.04.2016

"Экипаж". Заметки киномана

Хотя бы потому что "создатели" — это не только режиссер Николай Лебедев ("Легенда №17", "Волкодав из рода серых псов", "Звезда"), но и один из сценаристов Николай Куликов, оператор Ирек Хартович и толпа продюсеров во главе с Никитой Михалковым. Ну, и Данила Козловский, конечно.

Ещё потому, что это не ремейк "Экипажа" Александра Митты, это скорее вариация на тему с периодическими поклонами в сторону оригинала. В центре сюжета остались трое мужчин: пилот постарше, пилот помладше, а вот бортинженеров на большинстве типов гражданских воздушных судов больше не предусмотрено, так что третий мужчина стал стюардом. (И в нашем кино, где для мужчины делать "женские" дела стыдно, видимо, потому что быть женщиной — стыдно, парню, разумеется, достанется).

Фото lifestyle-health.ru

Молодой пилот (Данила Козловский, "Легенда №17", "Хардкор", "Духless", и снова действительно хорош) — это продукт чудесного воспитания, при котором окружающие говорят, что надо говорить правду и поступать честно. А когда ты поступаешь честно и говоришь правду, они же тебя и ругают, мол, "прогнуться" надо было! Что ж ты такой непутевый! Из-за таких противоречий в голове парень вылетает то с одной работы, то с другой. Но пилот он "от бога", так что ему выпадает ещё один шанс. Его берут в гражданскую авиакомпанию стажером к крайне суровому инструктору (Владимир Машков, "Про любовь", сериал "Ликвидация", "Миссия невыполнима:протокол Фантом", тоже в этой роли совершенно замечательный). И после нескольких сюжетных перипетий и поверхностного знакомства с остальным экипажем, герои окажутся на острове с извергающимся вулканом. И им нужно не только взлететь, но и приземлиться.

Фото kinomania.ru

"Экипаж" Александра Митты считается первым советским фильмом-катастрофой. Но по сравнению с тем, что творится в новой картине, там скорее не катастрофа, а большая неприятность после полутора часов личных драм. А вот новый "Экипаж" — это настоящий современный фильм-катастрофа. Причем, из-за весьма узкой темы, которая в кино появляется совсем не так часто, как разрушение Нью-Йорка или европейских достопримечательностей, происходящее на экране выглядит неизбито и впечатляюще. Даже если сравнивать его с голливудской продукцией подобного жанра. Землю трясет, здания рушатся, потоки лавы текут, первый взлетевший самолет разбивается на глазах экипажа и пассажиров, как и в фильме Митты, только гораздо страшнее. Самолет взлетает с горящей взлетной полосы (и ради этой сцены стоило затеваться с 3D, потому что вы видите это из кабины пилота), людей пересаживают из самолета в самолет в воздухе (это вообще выглядит как нечто из научной фантастики), а впереди всех ждет совершенно не мягкая посадка.

Фото ekipazhfilm2016.ru

Словом, фильм способен пощекотать нервы даже тех, кто вырос на блокбастерах, и местами держит в сильнейшем напряжении. Причем, сделано это изобретательно, чтобы удержать происходящее в рейтинге "6+". Шестилетним на большом экране это все равно смотреть не стоит, иначе вы их ещё долго в самолет не посадите, но, по крайней мере, тут обходятся без литров кровищи, изуродованных тел и анатомических деталей.

Кстати, про анатомию: отношения полов в этом фильме показаны просто по-пуритански, по сравнению с тем, что было в фильме Александра Митты. Женщинам вообще при переносе в современность повезло значительно меньше — первым делом-то самолеты. Ну, а девушки? В советском фильме, помнится, один из героев долго убеждал свою партнершу, что, мол, женщины и мужчины равны. На дворе стоял 1979 год. Теперь 2016, и героини уже не только стюардессы, но и летчицы. И это хорошо и приятно. Вот только, как замечает героиня, чтобы её воспринимали как равную, ей нужно быть на голову выше окружающих мужчин. А если тебе нужно пахать вдвое больше, чтобы достичь того же результата, это, согласитесь, не равноправие.

Главная стюардесса тут тоже имеется, но ее роль по важности и раскрытости близко не подходит к тому, что делала Александра Яковлева, которая, кстати, появится в небольшом эпизоде (И дело не в количестве одежды). Жена старшего летчика кажется более-менее правдоподобным персонажем только потому, что Елена Яковлева её так играет. А дочь летчика вообще превратилась в сына. В общем, если судить по этой картине, быть женщиной в России стало только сложнее.

А судить современность по ней очень хочется. Как старый фильм сейчас смотрится социальным срезом советского общества, так новый фильм показывает наше. Потому что в небольших эпизодах появляются совершенно великолепные зарисовки: то ради пары акционеров авиакомпании, на которую работают герои, задерживают самолет, то они курят в салоне и требуют коньяк, когда уже пора взлетать, то генерал запихивает в самолет, везущий гуманитарную помощь, пару джипов в подарок на свадьбу дочки приятеля. То какой-нибудь умник припаркуется и заблокирует выезд другим. В общем, персонажи, обличенные властью, здесь пугают не меньше катастрофы.

Фото ekipazhfilm2016.ru

Разумеется, это все-таки только кино, причем, не без сценарных хвостов (хотя диалоги в кои-то веки похожи на нормальное человеческое общение). И в действительности не все хорошо, что хорошо кончается. Но Николай Лебедев снова повторяет то, что так здорово получилось у него в "Легенде №17", — его фильмы вдохновляют, и их действительно интересно смотреть. И — о, чудо! — его версия "Экипажа" в количестве смысла тоже не сильно потеряла. Словом, картину стоит оценить лично и тем, кто видел старый фильм, и публике помоложе. Причем, как и любой фильм-катастрофу, его стоит смотреть именно в кинотеатре.

Хотелось бы сделать на основании всего этого вывод, что наши деятели кино могут, когда захотят. Но увеличившееся количество отечественной продукции на больших экранах демонстрирует обратное. Так что могут. Но так, чтобы не только на безрыбье, но и создать что-то коммерческое и действительно конкурентоспособное, могут единицы. И иногда они собираются вместе.

Адрес страницы на сайте: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2016-04-22/4876.html